Вторник, 05 Июль 2016 07:49

Блаженнейший Владимир. Проповедь «Добро быть с Богом»

Автор 

5 июля — годовщина смерти Блаженнейшего Митрополита Владимира. Публикуем его проповедь во второе воскресенье после праздника Пятидесятницы.

Каждый день святая Церковь молитвенно чтит память того или иного угодника Божия или нескольких святых.

 

Количество святых велико. И для того, чтобы воздать должное всем святым, Церковь установила первый воскресный день после Пятидесятницы посвящать памяти всех святых, от века Богу угодивших.

 

Наша же Церковь, чтобы воздать должное не только всем угодникам Божиим, но и почтить своих соотечественников, кровных нам угодивших Богу людей, установила во второй воскресный день после святой Пятидесятницы праздновать память всех святых, в земле Русской просиявших.

 

Установив это празднество, святая Церковь желает возвести наши сердца горе к небу, чтобы, видя многое множество святых и назидаясь их примерами, мы укреплялись в деле нашего спасения.

 

Сколько же святых на небе? На этот вопрос никто не может ответить. Зритель неизреченных откровений, любимый ученик Господа Иисуса Христа Иоанн Богослов свидетельствует: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Для того чтобы представить себе это неисчислимое количество святых, достаточно вспомнить, что только мученики, отдавшие свою жизнь за Христа и Церковь, исчисляются миллионами. Огромное количество святых угодников Божиих свидетельствуют о том, что для всех открыто небо, всем возможно с Божией помощью достигнуть святости, если будет к тому желание и стремление. Один из великих учителей Церкви, блаженный Августин, любил спрашивать себя: «Если могли спастись те и другие, почему же не можешь ты, Августин, этого сделать?»

 

Что же спасает человека, братия и сестры? Что спасло и освятило то огромное количество святых, которые ныне торжествуют на небе, славя Отца Небесного? Человека спасает, прежде всего, благодать Божия. Каждый святой может сказать о себе словами апостола Павла: «Благодатиею Божиею я есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10). И эту благодать, спасающую нас, Господь дает каждому человеку без исключения. В этом уверяет нас слово Божие: «Господь хочет всем спастись и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4). И только от нас, от наших желаний и творческих усилий зависит, использовать спасающий дар благодати или нет.

 

Многие из нас часто говорят: в тех условиях и обстоятельствах, в которых я живу, невозможно спастись. Для таких людей нужно чаще вспоминать слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Другие говорят: мой возраст слишком юн для того, чтобы думать о спасении, пусть об этом думают старики. Таким следует посмотреть на сонм угодников Божиих, среди которых многое множество не только юношей и дев, но и детей. Иные ссылаются на свои слабости и немощи. Но и при этом необходимо всмотреться в лик святых Божиих, в котором найдем в прошлом и Лазарей, и расслабленных, и немощных. Часто люди любят ссылаться на то, что они заняты повседневной работой и у них не остается времени для своего спасения. Тоже неверная отговорка. В сонме святых угодников Божиих люди различных профессий и сословий: простые и знатные, земледельцы и воины, богатые и нищие, цари и слуги, миряне и священники. Часто мы говорим о трудностях, сопряженных с исповеданием имени Божия, которые осложняют дело нашего спасения. При таких обстоятельствах нужно вспомнить о том, что среди многочисленного сонма святых есть и мученики, которые не только терпели, но когда это нужно было, отдавали свою жизнь за Христа.

 

Что же, братия и сестры, составляет источник блаженства и вечного счастья для обитателей неба? На этот вопрос отвечает апостол Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Прежде всего и главным образом источник вечного блаженства и радости составляет близость к Богу, лицезрение Его, жизнь с Ним и в Нем.

  

Мы испытываем особое чувство радости при встрече с отцом после многолетней разлуки. Насколько же блаженнее и радостнее бывает встреча для праведного человека с Богом – Отцом Небесным, с милостивым и благостным, особенно если эта встреча происходит для того, чтобы больше никогда не разлучаться.

 

Небожители имеют радостную встречу со Христом Спасителем, искупившим нас от греха и вечной смерти. Одно благочестивое сказание передает, что в то время, когда отрок Иисус жил в доме Иосифа, если кому-то из окружающих было особенно трудно и скорбно, он говорил: «Пойду посмотрю на Иисуса». Древнее сказание подчеркивает, какое счастье лицезреть Бога.

 

Вспомним, как апостол Петр воскликнул однажды: «Господи! к кому нам идти?» (Ин. 6:68), к кому ещё нам идти, с кем блаженнее быть, как не с Тобою. Апостол Фома перед страданиями Христа восклицает: «Пойдем и мы с Ним и пострадаем» (Ин. 11:16). Апостол Петр на горе Фаворе, увидев откровение Царства Божия, говорит: «Наставниче, добро нам здесь быть» (Лк. 9: 33). Это свидетельствует о том, что близость к Богу и единение с Ним есть главный источник блаженства, счастья и радости.

 

На небесах человек встречается с Духом Святым, дающим нам благодатное осенение, силу веры, крепость надежды, пламень любви к Богу и к людям. Дух Святой укрепляет нас на пути нашего спасения, вдохновляет и наставляет нас на покаяние. И в этом — источник вечного блаженства.

 

Особую радость блаженства святые имеют и в том, что в небесной жизни встречаются с Божией Матерью, к Которой мы привыкли обращаться  и Которая слышит всякое прошение  и отвечает на каждое человеческое воздыхание. Она вечно ходатайствует пред Богом о нашем спасении. Она — источник неиссякаемой радости.

 

Радость небесного бытия состоит и в том, что наследники небес соединяются с Ангелами Божиими в постоянном ликовании и прославлении Бога, размышляя над непостижимым Его величием.

 

И, наконец, радость и блаженство небожителей заключаются в общении друг с другом, с родными и близкими.

 

В молитвах святых угодников Божиих мы черпаем крепость и силу. Мы всегда возлагаем надежду на Бога Всемогущего, в Троице славимого и покланяемого, на искупительные заслуги Христа Спасителя, на благодатную помощь Святого Духа, на постоянное, в чем мы никогда не сомневаемся, ходатайство и предстательство Божией Матери, на помощь Ангелов, но вместе с тем, на основании учения Церкви и религиозного опыта, мы верим в помощь и заступление святых угодников Божиих. в том числе и наших соотечественников. 

 

Имея столько молитвенников, разве можно слабеть в делах христианского благочестия, в деле нашего спасения? Не спастись может только тот,  кто нарочито и сознательно не хочет этого. 

 

Прославляя Бога, дивного во святых Своих, и почитая всех святых, в земле нашей просиявших, будем подражать вере их и жизни, дабы милостию Божиею, наследовать жизнь вечную, разделяя со всем и святыми радость небесного бытия. Аминь.

 

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 635 раз

Купить