Четверг, 24 Ноябрь 2016 16:18

    Что такое темпера и киноварь?

    Автор 

    Вы замечали, что даже в неосвещенном, темном храме мы хорошо видим лики святых, если перед образом горит хотя бы одна свеча?

    Но лишь в том случае, если икона написана темперной краской на основе минеральных пигментов. Никакой другой способ живописи не дает такого эффекта.

     

    Иконописцы пользуются старинными технологиями не просто из уважения к традиции. Темпера — это краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов. То есть взвесь осколков, прозрачных цветных кристаллов. Краска кладется слой за слоем. Свет проходит сквозь эти красочные слои и отражается в частицах кристаллов. Это дает особую глубину и выразительность — цвет на иконе живёт. Именно темпера помогает раскрыть духовную суть иконы.

     

    Мастера древности отобрали те минералы, пигменты из которых придают образу свечение. Цвета же в иконописи обрели свою символику. Вот ярко горит киноварь. Это один из древнейших минералов-красителей. Киноварный цвет — особенный. Чистый и глубокий, он несёт в себе свет, пламенеет, как бы обжигая зрителя.

     

    Киноварью пишут одежды святых, а иногда и нимбы, как иконописцы псковской школы. В личном письме, то есть изображении ликов, — румянят щеки, пишут губы. Новгородские иконописцы XII–XV веков очень любили плотные киноварные фоны, придающие образам праздничность и торжественность.

     

    Что же означает этот бескомпромиссный киноварный цвет? Он символизирует Воскресение. Фон, одежды, нимбы — всё это говорит нам, предстоящим перед образами, о вечной жизни, уготованной святым.

     

    Ответил руководитель творческих мастерских «Царьград» Дмитрий Трофимов

     

    Если Вам понравился материал - поддержите нас!
    Прочитано 598 раз

    Купить