Среда, 01 Февраль 2017 11:22

Два лика единого мира: Антоний и Макарий

Автор 

Византия — великая и неповторимая. Ее шествие в историческом пространстве растянулось более чем на тысячелетие, а влияние на мировую культуру продолжается и поныне. 

В Византии был построен самый большой православный храм, воздвигнуты непоколебимые крепостные стены, сооружен самый длинный водопровод. Можно продолжать долго, но такое перечисление не будет полным, если не упомянуть еще одну заслугу империи Нового Рима — оформление монашества как пути к Богу.

 

С этими процессами тесно связаны два человека, которых Церковь назвала Великими. Они были современниками и более того — друзьями, а впоследствии стали образцами монашеской жизни на все времена. Однако роднило их не столько пространство и время, сколько единство пути к Богу. Два святых, две плиты, положенные в основание православного монашества.

 

Эти люди не были ровесниками. В 300-м году, когда родившийся младенец Макарий сотряс своим первым криком воздух египетского городка Птинапор, преподобному Антонию было уже почти пятьдесят. Он покинул этот мир в 356 году, будучи глубоким старцем и прожив отшельником в пустыне целых 85 лет, до последних дней сохраняя ясность ума, силу зрения и твердость шага.

 

Воин Христов

 

А началось все с того, что однажды, еще будучи совсем молодым, Антоний зашел в храм. Как раз читали Евангелие, и услышанные им в тот момент слова Христа «Оставь все и следуй за Мной» произвели на молодого человека ошеломляющее впечатление. Юноша воспринял их как сказанные лично ему. Он раздал доставшееся от недавно умерших родителей наследство нищим и поселился в пустынных местах недалеко от родного города. Отсутствие духовного опыта Антоний восполнял общением с иноками, которые вели такую же отшельническую жизнь. На пропитание он зарабатывал плетением корзин.

 

Сначала Антония стали одолевать сомнения в правильности избранного пути, тоска по дому и родственникам. Эти искушения он преодолевал усиленной молитвой и трудами. Ел молодой монах раз в два-три дня, спал дважды в неделю, а жил в древнем заброшенном склепе. Однако на этом испытания для Антония не окончились. Со временем ему стали ощутимо являться бесы и физическим образом нагнетать на него ужас. Однажды они даже избили его и сбросили с огромной высоты.

 

Тогда едва живому Антонию явился Христос. Увидев Спасителя, монах спросил: «Где Ты был, Господи, и почему с самого начала не явился исцелить мои раны?» — «Антоний! — сказал Господь. — Я был здесь, и в любую минуту помог бы тебе, если бы в том была необходимость. Но было важно, чтобы ты победил сам! Теперь же, после того как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире». После этого случилось чудо — отшельник встал совершенно целый и здоровый.

 

мон1

Монастырь святого Антония — древнейшая христианская обитель Египта

 

На тот момент Антонию было 35. Еще целых два десятилетия праведник прожил в полном уединении, посте и молитве. Со временем к нему стали приходить люди, желающие спастись под его духовным руководством. Так возник монастырь под названием Скитская пустынь, а праведник стал основателем отшельничества. В монастыре Антония насельники жили каждый отдельно, но под духовным руководством самого опытного монаха — аввы.

 

Друг, единомышленник, преемник

 

Одним из первых настоятелей Скитской пустыни после Антония стал преподобный Макарий, который пришел в пустыню в молодом возрасте. Однако за следующее десятилетие он достиг таких духовных высот, что братия назвала его «юношей-старцем» и избрала своим главой. Он пережил Антония на три с половиной десятилетия и скончался в 391 году в возрасте 97 лет, из которых 60 провел в аскетических подвигах.

 

Между Антонием и Макарием завязались тесные дружеские отношения. Настоятель Скитской пустыни оказался среди тех, кто присутствовал в момент смерти великого отшельника. Перед тем как отойти в мир иной, Антоний передал Макарию свой посох. Взяв его в руки, преподобный получил вместе с ним не только знак преемственности, но и особую духовную силу подвижника.

 

макмак и ан

      Святой Антоний                   Святой Макарий

 

Среди даров, которыми Господь прославил Макария, был и дар чудотворений. До нас дошли совершенно удивительные эпизоды из жизни монаха. Однажды, например, святой воскресил мертвого человека, чтобы убедить еретика, отрицавшего воскресение мертвых, в его неправоте. В другое время, когда над совершенно невиновным человеком нависла угроза заключения в тюрьму, Макарий повелел дать показания уже умершему человеку. Благодаря свидетельству мертвеца, осужденный был оправдан.

 

Кажущаяся невероятность описанных историй на самом деле подтверждает, что человек способен на то, о чем даже и не подозревает. Но только при одном условии — если всю жизнь пребывает в единстве с Богом. Антоний и Макарий были одними из тех, кто смог достучаться до Неба. Однако чтобы достичь этого, им пришлось потратить много сил на борьбу, предметом которой стали они сами.

 

Борьба со злом в себе

 

Жизненный подвиг Антония и Макария — истинный пример монашеского служения. Именно служения, ибо монах не спасается бегством от мира, как это может показаться на первый взгляд, а наоборот, выходит на передовую, где ему противостоят полчища сил зла. Выйдя на тропу войны с самим собой, монах бросает вызов греху, а значит — силам тьмы, но не ради удовлетворения собственных амбиций, а потому что другого пути в Царство Небесное просто не существует. Достигнув же конечной цели, такой человек становится маяком для других в их стремлении приблизиться к Богу. Дикая пустыня, заброшенное кладбище… Подобные места вызывали у современников Антония и Макария только ужас и страх. Страшат они и человека XXI столетия. Однако для египетских отшельников они стали идеальным пространством для ломки устоявшихся стереотипов и разоружения главного врага человечества — дьявола. Антоний и Макарий заявили миру о появлении принципиально иного восприятия человеком окружающей действительности. Своими подвигами они подтвердили, что мы можем победить дьявола, который не желает расстаться с властью над людьми, потерянной с приходом в мир ИисусаьХриста. После Воскресения Господа мир получил возможность стать другим и вернуться в первозданную плоскость своего бытия, где человек — самое совершенное творение Бога, и его призвание в том, чтобы находиться в радости от общения с Господом и выполнять Его заповеди, как послушный сын стремится исполнить волю своего любимого отца.

 

Но если в Раю человек пребывал в блаженном состоянии с момента своего появления, то теперь, чтобы достичь потерянных благ, необходимо было приложить усилия равные тем, что некогда предприняли великие Антоний и Макарий. Эти подвижники оказались одними из тех, кто смог прийти к внутренней гармонии и восстановить отношения с Господом, следуя простой схеме: Бог — личность — тело. Иными словами, центром жизни монаха, смыслом его существования стало общение со своим Творцом. Инок целиком и полностью стал принадлежать Небу, а плоть стала послушной союзницей этого стремления.

 

ст.мучен

«Мучение святого Антония» — предположительно первая работа Микеланджело

 

В лице Антония и Макария человечество увидело реализацию, казалось бы, уже несбыточного идеала восстановления связи между Небом и землей, между Богом и человеком, воплощения мечты о сотворении Рая на земле.

 

Конечно, путь, который избрали Антоний и Макарий, под силу далеко не всем, однако подвижники стали примером для тех, кто полон сил и желания объявить войну плоти, греху, дьяволу. Они стали символами победы в духовной борьбе, победоносным знаменем для последующих поколений христиан, которые, как когда-то Антоний и Макарий, с надеждой и верой устремляются в Небо, чтобы вечно быть с Богом.

 

***

 

Антоний и Макарий — два титана Духа, жизнь которых стала недосягаемым примером для подражания, а накопленный опыт — бесценным источником знаний для последующих поколений людей, желающих достичь Неба. Свой след в истории Антоний и Макарий оставили не только удивительными подвигами, способными восхищать и будоражить умы на протяжении столетий, но и передачей духовного опыта, накопленного за долгие годы борьбы и озарений.

 

Этот опыт бесценен для нас тем, что дает понимание главного — проявления каких качеств ждет от нас Бог, чтобы мы могли беспрепятственно войти с Ним в общение и стать участниками Царства Небесного. Или, говоря словами преподобного Антония Великого: «Бьющий кусок железа наперед смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1745 раз

Купить