Среда, 16 Август 2017 13:44

Два лика единого мира. Валент и Исаакий

Автор 
Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием dic.academic.ru

16 августа — день памяти преподобного Исаакия Далматского.

Окружающие нас архитектурные строения являются немыми свидетелями своего времени и вызывают уникальный поток ассоциаций. Храмы устремляют мысль человека к небу, располагают его задуматься о высоком и вечном. Но среди них есть и такие, которые способны «заговорить». Одной из подобных церквей является величественный собор в Санкт-Петербурге, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского. Еще только подходя к творению Огюста Монферрана, обращаешь внимание на четыре огромных барельефа на фронтонах собора.

 

Два из них, на восточной и западной стороне, повествуют об одной уникальной истории, которая потрясает до сих пор, несмотря на то, что со времени тех событий прошло уже более полутора тысяч лет.

 

«Восставший против Бога»


70‑е гг. IV ст. вошли в историю Римской империи как период нового противостояния двух цивилизаций: ромеев и варваров. В 376 г. племена готов были расселены в придунайских провинциях империи. Однако через два года они восстали и, разгромив небольшие местные военные гарнизоны, стали хозяйничать на территории всей Фракии (часть Европейского континента между Черным и Эгейским морями), угрожая Константинополю. Император Валент отложил подготовку к войне с Персией и немедленно выдвинулся с легионами из Сирии. Когда войска василевса достигли столицы, натиск варваров ослабел и у императора появилось время подготовиться к битве. Валент решил долго не задерживаться в Константинополе. Население города не скрывало своего недовольства политикой императора, в том числе и в церковном вопросе. Василевс придерживался ереси учения Ария, не признававшего равенства Лиц Пресвятой Троицы.

 

Свои убеждения он стремился распространить и на других граждан, а тех, кто был не согласен, ждали репрессии. Положение православных в Константинополе было крайне сложным. Почти все храмы города принадлежали арианам. Так, когда в 379 г. епископскую кафедру Нового Рима занял Григорий Богослов, то нашел в этом мегаполисе всего лишь несколько небольших по численности православных общин.

 

Чтобы поддержать братьев по вере, годом ранее в Константинополь пришел монах-пустынник по имени Исаакий. Окна его келлии выходили на улицу, по которой уже долгое время передвигались колонны войск, шедшие маршем в сторону Мелантиады — загородной резиденции императора, ставшей пунктом общего сбора армии. Туда же направлялся и Валент.

 

Император Валент ІІ

 

Увидев правителя, Исаакий подошел к нему и обратился с обличительными словами: «Куда идешь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся Его помощью?» Подвижник потребовал от василевса немедленно изменить свое отношение к Православию, сказав, что бедствия, постигшие его страну, связаны именно с тем, что император отвернулся от Бога и изгнал Его священников из городов.

 

«Перестань воевать против Него, — продолжал Исаакий, — и Он остановит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей — и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не вернешься, и потеряешь войско!»

 

В ответ раздраженный император пообещал вернуться и убить дерзкого монаха за ложные предсказания.

 

«Убей, — сказал подвижник, — если откроется лживость моих слов!»

 

 

Валент не тронул смельчака и продолжил путь со своими верными легионерами вперед к ожидаемой победе. Но Исаакий не отставал от василевса, продолжая настойчиво требовать вернуть православным храмы и, таким образом, получить гарантию победы в предстоящей схватке с готами. После того как подвижник в третий раз обратился к императору с тем же требованием, Валент приказал своим приближенным Виктору и Сатурнину схватить дерзкого монаха и сбросить его в глубокий овраг. Этим распоряжением правитель вынес Исаакию смертный приговор, т. к. овраг был усеян непроходимым кустарником терновника, а на его дне находилось топкое болото. На удивление подвижник вскоре снова оказался перед лицом императора. Свое спасение он объяснил помощью Ангелов, которые вытащили его из западни. Несмотря на необычайность произошедшего, Валент так и не смог растолковать это событие как чудо, а значит, увидеть в нем знамение свыше, подтверждающее силу слов Исаакия. Тогда монах произнес пророческие слова о предстоящем поражении римлян и гибель их василевса в огне. В ответ император распорядился бросить безумца за решетку и не выпускать до окончания баталии и его возвращения.

 

«Гора и горчичное зерно»

 

Император Флавий Юлий Валент. Бразды правления восточной частью империи ромеев он получил в начале 368 г. из рук своего старшего брата императора Валентиниана I, который сделал его своим соправителем. Тогда василевсу было 36 лет. На момент встречи Валента с Исаакием шел пятнадцатый год правления императора. За это время он успел пресечь попытку дворцового переворота и одержать в 369 г. победу над готами, переправив свои войска через Дунай. В начале 70‑х гг. войска василевса одержали ряд побед в столкновениях с персами в борьбе за территорию Великой Армении. Также под знаком успеха прошли и дипломатические переговоры с персидским шахом Шапуром II. Однако история запомнила Валента еще и как последнего римского императора, поддерживавшего арианство.

 

Нам мало что известно о жизни Исаакия до того момента, как он повстречался с правителем в Константинополе. Праведник принял монашество и некоторое время провел в подвигах в одном из отдаленных монастырей. Когда Исаакию стало известно о бедственном положении православных в Константинополе, он пришел в столицу, чтобы поддержать упавших духом братьев по вере.

 

Преподобный Исаакий Далматский

«Бог поругаем не бывает»

 

Лето 378 года. На расстоянии нескольких дней пути на помощь легионам Валента с запада подходили войска его племянника — императора Грациана. Они шли с опозданием, т. к. увязли в войне с варварскими племенами лентиензов, в которой одержали победу. Несмотря на настойчивые просьбы Грациана дождаться его армию, Валент решил действовать в одиночку, не желая, по‑видимому, делиться военной славой с племянником. Войска готов расположились недалеко от города Адрианополя (современный Эдирне на северо-западе европейской части Турции). Когда завязался бой, римские войска еще не успели перестроиться в боевой порядок. Вскоре конница ромеев была опрокинута и готские всадники набросились на оголенные фланги римских пехотинцев. Начался хаос, в котором Валент так и не смог навести порядок. Император потерял лошадь, а затем был ранен стрелой. Вместе с отрядом верных воинов ему удалось выбраться из окружения и спрятаться в одной из хижин. Готы обнаружили беглецов, окружили дом и сожгли римлян живьем.

 

В битве под Адрианополем погибло две трети римской армии. Это сражение стало для греко-римской цивилизации катастрофой, выход из которой теперь пришлось искать новому императору — Феодосию I, которого именовали Великим. Когда он узнал о томящемся в темнице монахе-отшельнике, то распорядился немедленно его освободить. Выслушав Исаакия, Феодосий выполнил его просьбу и вернул православным храмы. Подвижник хотел уже отправиться в свой монастырь, но сановники Виктор и Сатурнин упросили его поселиться недалеко от Константинополя. В месте, где жил Исаакий, вскоре возник монастырь, который получил название по имени второго игумена обители — Далмата. В стенах монастыря старец Исаакий провел остаток своих земных дней и мирно скончался в 383 г.

 

Тот, кто восстал на Бога, обречен на поражение. Об этом говорит трагическая и поучительная история IV столетия, в которой император Валент отвергает требование Исаакия, чтобы затем погибнуть, в то время как император Феодосий прислушивается к его словам и получает жизнь вечную.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 402 раз

Купить