Четверг, 10 Январь 2019 16:41

О чем молятся на Рождество в мире?

Автор 

В Рождественские святки мы предлагаем архивный материал о том, как празднуют Рождество Христово в Монголии, Венеции и Швеции.

ФОМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тепло — в 30-градусный мороз»

Протоиерей Алексей Трубач, настоятель Свято-Троицкого храма в Улан-Баторе, Монголия:

 

– Главное, о чем хочется попросить Господа в праздник светлого Христова Рождества — чтобы каждый, кто будет молиться вместе со мной в этом храме, получил рождественскую радость, ощутил рождественское тепло и почувствовал себя здесь как дома. Наш храм — единственный православный храм на всю Монголию, и он очень значим для наших православных людей, среди которых не только русские, но и украинцы, и белорусы, и грузины, и сербы, и греки, и американцы, и сами монголы. И мы всеми силами стараемся, чтобы люди, несмотря на 30-градусные морозы, ощутили это рождественское, духовное тепло. Хочется, чтобы наши прихожане, большинство которых находится вдали от своей земной родины, понимали и ощущали, что наша истинная Родина — здесь, где мы собрались для молитвы.

 

 

Праздничная служба у нас так же, как и у вас, проходит ночью, затем прихожанки накрывают праздничную трапезу. А вечером 7 января мы устраиваем короткую рождественскую вечернюю службу, на которую в основном приходят с детьми, и после службы раздаем рождественские подарки детям. В прошлом году, например, раздали около 100 подарков. Потом после службы мы бьем в колокола и запускаем праздничный салют в честь рождественской Вифлеемской звезды — это наша уже многолетняя традиция. Это действо длится около десяти минут, и для всех это всегда восторг, радость.

 

Икона, подаренная митрополитом Кириллом православному приходу в Улан-Баторе в ходе визита с 7 по 10 июля 2001 г.

 

Хочется помолиться и о том, чтобы Господь и дальше давал нам возможность служить Ему здесь, в Монголии. Мы работаем за границей и естественно, как иностранцы, не всегда встречаемся с приветливостью. Мы проводим колоссальнейшую работу для того, чтобы создать определенный микроклимат в отношениях с местными властями и религиозными организациями (большинство монголов — буддисты, немало есть мусульман), дабы приход мог полноценно существовать и совершать богослужения.

 

Свято-Троицкая православная церковь в Улан-Баторе

 

И конечно, я буду молиться о том, чтобы больше людей из местного населения приходили к Православию. Когда я приехал сюда в 2005 году, православных монголов не было вообще. За двенадцать с половиной лет служения я крестил примерно 60 монголов. На данный момент постоянных прихожан среди монголов — около двадцати человек. В основном монголы приходят к православной вере из симпатии к русской культуре и из понимания того, что основной ее корень — это Церковь. Вопросы бытия, высокие богословские вопросы, для монголов достаточно тяжелы, потому что здесь достаточно грубая языческая среда — буддизм в смеси с язычеством. И релятивизм, особенно буддистский, практически не дает нам возможности за что-то зацепиться в нашей проповеди. Если, например, мы касаемся вопроса, что есть истина — то для монголов этого вопроса вообще не существует, потому что, согласно буддизму, не существует истины. Поэтому единственное, благодаря чему удается привлечь монголов к вере — это их симпатия к славянской культуре. Но мы, конечно же, не крестим формально: достаточно долгий период времени мы общаемся с ними, рассказываем о сущности Православия, и постепенно они познают Церковь изнутри, и истина открывается их сердцу и разуму.

 

«У нас есть приходы. А храмов нет»

Протоиерей Виталий Бабушин, настоятель Сергиевского прихода Московского Патриархата в Стокгольме, Швеция:

 

– В праздник Рождества Христова и в другие праздники мы о проблемах не говорим. Радуемся и ликуем так, как умеют православные христиане.

 

Главное обстоятельство, по причине которого мы всегда молитвенно воздыхаем — это отсутствие в Швеции православных храмов. Приходы есть, а храмов нет, хотя в одном только в Стокгольме около тысячи православных верующих людей. Поэтому живём мы в Швеции своими общинами как на маленьких островках, посреди во многом чуждого нам по ценностям мира.

 

 

В Стокгольме есть только один небольшой храм, он открыт почти всегда, в нем совершаются богослужения каждые субботу и воскресенье, в праздники, проходят занятия в воскресной школе. В других, еще восьми, городах ежемесячные богослужения совершаем я и еще два священника. Между некоторыми нашими приходами расстояния в тысячи километров. Под храмы и отдельные богослужения мы арендуем помещения у шведской церкви, у католических храмов или подходящие производственно-коммерческие здания (фабрики, ангары, площадки общественного питания). Переезды, оборудование для службы, оснащение утварью — со всем этим всегда много хлопот, часто возникают непредвиденные трудности с шведскими арендодателями. Но всё, слава Богу, решаемо!

 

 

Волнуют меня, как и многих других, кому дорога жизнь как Божий дар, эксперименты многих скандинавских стран, связанные с возведением в норму (и даже в закон!) искаженных представлений о том, что такое брак, что такое человеческая личность, что такое пол человека. Также меня волнует, что все эти эксперименты подаются именно как достижения европейского гуманизма.

 

Духовная пассивность скандинавов побуждает христиан из других стран, обретших в Швеции временное пристанище или свой новый дом, объединять усилия в молитвах за эту страну и становиться примером культурных, нравственных и религиозных императивов для некогда традиционно христианской Европы.

 

В сути своей приходская жизнь Русской Православной Церкви в Швеции такая же, как и везде. Прихожане молятся, приходят на исповедь, причащаются, общаются с духовенством и друг с другом. Действуют детские и взрослые воскресные школы, есть интернет-общение со священником, общие праздники, заботы и трапезы и т.д. Нет только своих храмов, и зачастую мы испытываем материальный недостаток. Однако и в этом тоже есть свои промыслительные плюсы. Людей сплачивают трудности и закрепляют их в дружбе и служении Христу в Его Церкви.

 

Православная Венеция: ещё один год без храма

Протоиерей Алексей Ястребов, настоятель прихода св. Жен-Мироносиц в Венеции, Италия:

 

– Первое, что волнует и задевает меня больше всего — это критическая ситуация, связанная с отсутствием в Венеции своего храма. И ситуация эта из года в год становится все более нетерпимой. Если в начале служения было понятно, что надо ждать, что все не так просто, то безысходность, которая со временем накапливается, все больше и больше выходит на поверхность. И главным образом проявляется здесь момент равнодушия среди единоверцев.

 

Венеция имеет колоссальную православную традицию. И грустно, когда столько наших людей приезжает сюда покланяться мощам святого апостола Марка, мощам святителя Николая Чудотворца, великомученика Федора Стратилата, святителя Иоанна Милостивого... Но никто не обращает внимание на то, что православного храма здесь нет. Нашей общине во временное пользование предоставлен храм Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, однако, несмотря на многочисленные просьбы прихожан, он не передан в аренду и не может быть обустроен в соответствии с православной традицией, поэтому мы вынуждены искать иные решения — и нам в этом вопросе нужна серьезная помощь.

 

 

Я считаю, что совестно не иметь храма в городе с такой православной историей и с таким количеством паломников, в том числе, из России. При том мы видим, как процветают приходы в таких местах как Бари, Рим — и это замечательно, слава Богу! Но мне искренне обидно, что Венеция — центр сосредоточения огромного числа православных святынь — оказывается, не особенно кому-то и нужна. Для меня такая теплохладность неприемлема.

 

Об этом я, конечно, буду говорить не в сам Праздник Рождества, а 31 декабря на нашем ежегодном приходском собрании. Но тем не менее, проповедь моя в Светлое Рождество Христово будет обращена против человеческой успокоенности и равнодушия.

 

Искренне хочу сказать, что для меня вопрос храмового помещения — это вопрос номер один на повестке дня. Все остальное — богословские, исторические труды — все это все делается параллельно. Пастырская работа, наша первостепенная задача — разумеется, совершается ежедневно. Но пока не решится вопрос с храмом, он всегда будет жечь.

 

 

Конечно, в Праздник Рождества Христова я хочу с особым усилием помолиться о своих прихожанах. Среди них нет никаких баронесс или графинь, как это может представиться, и на фоне венецианского кладбища с фамилиями графинь Трубецких или Апраксиных наш приход выглядит довольно прозаично. Состоит он в большинстве своем — из женщин из стран бывшего СССР, которые приехали в Италию работать, в основном, сиделками. Советские люди, многие с образованием и даже занимавшие достаточно высокие должности при прежнем строе, оказались не приспособлены к новым условиям жизни и должны выполнять здесь вот такую работу. И их здесь и воспринимают как сиделок — дети, их родители, старики — а бедные женщины вынуждены терпеть их капризы, их отношение свысока, а нередко и оскорбления. Это ранит, это очень тяжело морально. Поэтому в нашем приходе эти женщины оказываются с очень серьезным ощущением униженности. Но ты смотришь на них и учишься у них смирению. Они сами этому научаются и учат тебя. А уж снобизм, заносчивость, горделивость других людей после общения с нашими прихожанками, после этой искренности, простоты, становятся так резко видны и так неприятны! Поэтому помолиться хочется о том, чтобы вера наших прихожанок крепчала, и чтобы Господь не лишал их Своей беспредельной милости.

 

Конечно, буду молиться и о возрастании нашего прихода, и о прибавлении в нем местных жителей. Большинство итальянцев оказываются в Православной Церкви через своих жен — наших прихожанок. Но не только: есть и те, кто присоединился по личным убеждениям, проделав довольно длинный личный путь и выбрав Православие. Итальянцев, постоянно посещающих богослужения, несколько человек, периодически приходящих и причащающихся — порядка десяти. Мы рады, что здесь, в Венеции, мы являемся свидетелями универсальности Православия — потому что нередко видим в нашем храме православных людей и из Великобритании, и из Швейцарии, и из Соединенных штатов и т.д., которые приезжают сюда как туристы или паломники, и обязательно приходят на богослужение, чтобы помолиться и причаститься.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 106 раз