Четверг, 17 Март 2016 11:26

Семь самых известных икон Врубеля

Автор 

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения гениального художника Михаила Александровича Врубеля.

Его творчество вызывало наибольшие толки среди современников. Отношение к нему сменялось от неприкрытой прижизненной хулы, до неимоверного превозношения в конце жизни.

 

Одни считали его за бездарность, за шарлатана, прячущего свое неумение за ловкими приемами. Другие, напротив, превозносили его как гения, которому все доступно.

 

Для большинства людей, даже очень внимательно следящих за миром живописи, Врубель до сих пор остается загадкой.

 

ВРУБЕЛЬ И КИЕВ

 

Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам — Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину, Врубелю. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры.

 

Ангел с кадилом и свечой. 1887Ангел с кадилом и свечой. 1887 г.

 

Михаил Врубель приехал в Киев, но его отношение к храмовой живописи было иным. Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. «Искусство — вот наша религия», — как-то заметил Михаил Александрович, работая над одной из захвативших его картин. «Впрочем, — добавил, — кто знает, может, еще придется умилиться».

 

Храм для него был прежде всего храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей. Художник Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.

 

«Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет... вот это-то в то время и могло меня более всего поразить... весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.

 

Богоматерь с Младенцем. 1885Богоматерь с Младенцем. 1885 г.

 

Так в Киеве никто не одевался, и это-то и произвело на меня должное впечатление. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом».

 

КИРИЛЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

 

Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Так Кирилловский храм вошел в историю не только своими древними фресками, но еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.

 

Пророк Моисей. Фреска в Кирилловской церкви в Киеве

Пророк Моисей. Фреска в Кирилловской церкви в Киеве

 

Художник написал на стенах несколько фигур ангелов, Христа, Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции — огромное «Сошествие Святого Духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В работе над ними Михаил Александрович уже не копировал старинные образцы. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля — он проник в его дух. При этом, работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды».

 

Воскресение. Триптих. 1887

Воскресение. Триптих. 1887 г.

 

Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Так в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно.

 

Из четырех иконостасных образов Богоматерь удалась художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия — нежные белые розы. Богоматерь держит Младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором.

 

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г.

 

В «Сошествии Святого Духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви Врубель следует иконописной схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. У его апостолов были живые прототипы. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это не так: современники узнавали в его «Сошествии» киевских ученых, священников, археологов.

 

Другая композиция Врубеля в Кирилловской церкви — «Оплакивание», — написанная в нише притвора, следует ближе старинной традиции. Но это не просто стилизация под старину. В ней есть неповторимый врубелевский лиризм, выражение скорби в сочетании с торжественным покоем; она предвещает эскизы «Надгробного плача» для Владимирского собора, сделанные тремя годами позже, уже после поездки художника в Венецию.

 

Надгробный плач. 1887. Второй вариант

Надгробный плач. 1887 г. Второй вариант

 

Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви. Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты. Слишком отличались они от традиционной иконописи. Среди работ Врубеля во Владимирском соборе присутствуют лишь орнаменты в боковых нефах. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось. Он не написал Христа, но напишет своего знаменитого теперь Демона.

 

НАД ТОЛПОЙ

 

Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь. Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель.

 

Последние четыре года Михаил Александрович Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Поэт Брюсов писал об этом периоде: «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. „Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил“».

 

Голова Иоанна Предтечи. 1905

Голова Иоанна Предтечи. 1905 г.

 

Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души. На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи». Вряд ли как заклинателей. Это не химеры Нотр-Дам-де-Пари. Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь.

 

Возможно, и в нашем сегодняшнем мире стоит задуматься над его завещанием. О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений, о том, что самовозвеличивание рано или поздно оборачивается падением, и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но наполняет мир разочарованием и отчаянием.

 

При подготовке материала использованы архивные публикации журнала «ФОМА в Украине».

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1833 раз

Купить