Среда, 28 Сентябрь 2016 14:32

Диакон: служитель

Автор 

Диакония — самый древний чин в Церкви после апостольского. Кто такой диакон и какова его роль?

Как известно, в Православной Церкви три степени священства: диаконы, священники епископы. Самая первая, низшая степень — диаконы. Они помогают в совершении Таинств священникам и архиереям, но не могут совершать их самостоятельно.

 

На вспомогательную и, казалось бы, несамостоятельную роль диаконов указывает и этимология этого слова.

 

По-древнегречески ὁ διάκονος (diakonos) значит «слуга», «служитель». Оно является однокоренным с глаголом διακονέω (diakoneō) — «служить», «делать для кого-либо что-либо», и существительным ἡ διακονία (diaconia) — «служба», «служебная обязанность», «прислуживание».

 

Во время богослужения диакон совершает каждение (обходит весь храм с кадилом, которое разжигается при помощи раскаленного угля, на уголь кладется ладан — душистая смола восточных деревьев, который при сгорании образует благовонный дым — фимиам), дает определённые указания молящимся, читает вслух Евангелие. Возможна служба и без диакона, когда все эти действия совершает сам священник, но все же Церковь стремится к тому, чтобы диаконы принимали участие в богослужениях.

 

Это стремление объясняется тем, что диаконат на самом деле не является лишь промежуточной ступенью, которую нужно как можно быстрее пройти, чтобы достичь чина священства. То есть, в церковной иерархии диаконская роль помощников и служителей имеет самостоятельное значение. Интересно, что диаконов на богослужениях сравнивают с летающими ангелами, которые поддерживают связь мира горнего и дольнего. Это сравнение особенно наглядно потому, что во время пения ектений (молитвенное прошение на богослужении) диаконы поднимают вверх свой орарь (принадлежность богослужебного облачения диакона — длинная узкая лента, которую он носит через левое плечо), что напоминает «трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу». Николай Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет, что «званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание».

 

 

В древней Церкви одной из главных обязанностей диаконов были занятия благотворительностью, то есть распределение милостыни и провизии среди нуждающихся. Тем самым они давали священникам возможность беспрепятственно заниматься пастырским служением. О самых первых диаконах рассказывают «Деяния апостолов» в шестой главе. Апостолы, чтобы их ничто не отвлекало от проповеди Слова Божия, призывают выбрать из народа «семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости», чтобы те «заботились о столах» (Деян. 6:2-3). Апостолы возложили на избранных руки и поставили их на службу, сказав про себя: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4). Со временем, особенно после легализации Церкви, когда умножилось число даяний и благотворителей, диаконы стали заведовать своего рода «социальными центрами» при храмах.

 

Хотя в святоотеческой литературе нет ни одного сочинения, посвященного теме диаконата, из «Деяний апостолов» мы видим, что диакония — самый древний чин в Церкви после апостольского.

 

И самый первый мученик в истории Церкви — это Стефан, один из тех самых «семи мужей», рукоположенных апостолами «печься о столах». История его мученичества описана в седьмой главе «Деяний апостолов». Стефан, как и апостолы, проповедовал в Иерусалиме Слово Божие, за что был привлечен к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги.

 

sv Stefan gravyura

 

В конце обращенной к ним проповеди они «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян. 7:57). Мученическую смерть Стефана приветствовал в числе прочих Савл — будущий апостол Павел, до своего обращения бывший одним из самых ярых гонителей Церкви.

 

Интересно также, что в древней Церкви были и диакониссы — «служительницы», которые ухаживали за больными женщинами и помогали готовить женщин к Крещению. Со временем их служение в Церкви полностью прекратилось.

 

Однако в начале ХХ века вопрос о возрождении института диаконисс был поднят и в нашей Церкви. В 1911 году даже собирались открыть первую общину диаконисс в столице. Этот вопрос обсуждался и на Поместном Соборе в 1917–18 гг., но никакого решения Собор так и не принял.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 488 раз

Купить