Четверг, 16 Июнь 2016 14:44

Ересь: произвольный выбор и грех ума

Автор 

Всю свою историю, особенно в первые века своего существования, Церковь боролась с различными ересями.

Их было очень много. Арианство и несторианство, монофизитство и монофелитство, манихейство и гностицизм, иконоборчество и антитринитарии... Отклонения человеческого разума от Церковной Истины в богословских вопросах были весьма многочисленны и разнообразны. С древнегреческого языка слово ἡ αἵρεσις (hairesis), от которого и произошло наше слово «ересь», переводится как «взятие», «овладение», «выбор», поскольку в свою очередь произошло от глагола αἱρέω (haireo) — «брать», «хватать», «ловить», «завладевать».

 

Иногда слово ἡ αἵρεσις использовалось в достаточно нейтральном смысле, особенно поначалу, и означало философское или религиозное направление, учение или школу. Так, например, в «Деяниях апостолов» ересями названы религиозно-политические партии фарисеев и саддукеев (Деян: 5:17; 15:5; 26:5). Даже христианское учение в Священном Писании однажды названо ересью в этом нейтральном значении (Деян. 28:22). Однако уже в апостольских посланиях это слово начинает приобретать другой смысл — учение, которое противостоит правильной вере и отрицает истину.

 

Ересь — это произвольный выбор, который выхватывает из учения Церкви лишь какую-то его часть, искажает и отбрасывает тем самым целостность вероучения. Здесь можно процитировать А. Л. Дворкина: «Слово еретик... означает человека, делающего произвольный выбор под руководством собственных идей и желаний. Термин этот по происхождению христианский, и, следовательно, для того чтобы стать еретиком в святоотеческом смысле этого слова, человек изначально должен был пребывать в истине».

 

Как утверждают святые отцы, ересь — «грех ума, грех духа» (свт. Игнатий Брянчанинов), когда слишком много надежд возлагают на свой, человеческий разум. Отличительный признак еретиков — гордость, которая выражается в презрении и отвержении всех, кто не разделяет их взглядов, в том, что в окружающих их людях и жизни они видят преимущественно лишь недостатки и многочисленные соблазны. Необходимость принадлежать лишь узкому кругу людей заставляет ожесточенно держать оборону против всего остального мира, учит непримиримости и постоянно склоняет впадать в грех осуждения.

 

При этом спорить с еретиками бесполезно и даже вредно, поскольку они из-за своей гордости не терпят упреков и в ответ только ожесточаются. Чтобы помочь им освободиться от заблуждения, нужны совсем иные средства. Вот что по этому поводу писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. Это доказали бесчисленные опыты. Побеждается ересь кротким увещанием; еще удобнее — молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением и долготерпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему... Желающий успешно сражаться против ереси должен быть вполне чужд тщеславия и вражды к ближнему, чтоб не выразить их какою насмешкою, каким колким или жестким словом, каким-либо словом блестящим, могущим отозваться в гордой душе еретика и возмутить в ней страсть ее... Гордость, дерзость, упорство, восторженность еретика имеют только вид энергии, в сущности они  немощь, нуждающаяся в благоразумном соболезновании».

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 466 раз

Купить