Среда, 07 Октябрь 2015 16:44

Школа: ученый досуг

Автор 

Сегодня учеба в школе и вузе воспринимаются как необходимая стадия на пути к будущей профессиональной деятельности.

Мы привыкли сегодня считать обучение в школе, любые учебные занятия довольно-таки серьезными вещами, даже своего рода тяжелым трудом, которым хочешь не хочешь надо заниматься, чтобы выучиться и, как принято говорить, «стать человеком». Учеба в школе и вузе воспринимаются как необходимая стадия на пути к будущей профессиональной деятельности. Поэтому в школе не до шуток и не до отдыха. Чем прилежнее ты работаешь, тем будешь успешнее (а значит, и больше будешь зарабатывать денег) во взрослой жизни.

 

Тем удивительнее узнать, что в древнегреческом языке то слово, от которого и произошло наше слово «школа» — ἡ σχολή (sholē) — означало досуг, отдых, свободное времяпровождение, свободу, праздность. Причем греки этот досуг ценили выше, чем труд или работу, необходимые для материального благополучия. Например, великий древнегреческий философ Аристотель писал в своем трактате «Политика», что «вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг (ἡ σχολή), на войну и мир, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Война существует ради мира, занятия — ради досуга, необходимое и полезное — ради прекрасного».

 

Эти слова, как опять-таки принято сейчас говорить, могут вызвать «полный разрыв шаблона» у нашего современника. Как досуг, отдых может быть важнее работы? Почему необходимое и полезное существует ради прекрасного? Ведь без первого просто нельзя жить, оно важно само по себе.

 

Однако дело в том, что в греческом понимании труд, хозяйственно-экономическая деятельность в целом представляли собой занятия, недостойные свободного человека. Этим могут заниматься лишь рабы и ремесленники, которые посвятили свою жизнь удовлетворению низших материальных потребностей, работе на элементарное выживание. Но это просто биологический круг жизненной необходимости, в которой нет высшего смысла. Вообще и в античности, и в Библии труд связывался скорее с муками и страданием, с бедностью, а не с богатством, достатком и роскошью.

 

Человек же свободный занимается прекрасными и в то же время невыгодными в экономическом отношении вещами — политикой, литературой, философией, искусством. Однако это то, в чем выражаются и реализуются высшие человеческие способности.

 

В частности свободное от заботы о материальных потребностях время может предназначаться для ученых занятий и бесед, для школы. Поэтому древнегреческая ἡ σχολή (наша «школа») противостоит как физическому труду, так и праздным бессмысленным развлечениям. То есть учиться и познавать мир могут и должны лишь люди, свободные от материальных забот и излишней тревоги о хлебе насущном. Кстати, еще одно значение этого древнегреческого слова — задержка взгляда на чем-либо, пристальное рассматривание.

 

Это можно сравнить, например, с тем, как землепашец, склонив голову, идет за плугом. Так он доходит до края поля, и перед тем как повернуть обратно и снова взяться за плуг, он поднимает глаза вверх и вдруг задерживает их на небе, замирает на месте, завороженный его красотой. Всё, он вдруг стал свободен от повседневных тяжких мыслей и забот, и созерцает мир, изучает его, охваченный удивлением, которое тот же Аристотель в своем трактате «Метафизика» назвал началом философии.

 

От древнегреческого слова произошло и слово «схоластика» — так называли средневековую европейскую философию, которая подчиняла философствование богословию и соединяла его с рационалистической методикой и особым интересом к логической проблематике.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 945 раз

Купить