Понедельник, 03 Июль 2017 13:09

Скандал по-гречески

Автор 

Что общего между «соблазном» и «скандалом»?

ФОМА

 

У Ивана Андреевича Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». В ней попадают в ад, «в жилище мрачное теней» грабитель-душегуб, при жизни разбойничавший «по большим дорогам», и писатель, который, как говорит великий баснописец,

 

...тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен,
И, как Сирена, был опасен.

 

 

Суд над ними был скор и строг. Работников пера и топора посадили в чугунный котел и под каждым разожгли костер. Причем под котлом разбойника сразу занялся «ужасный пламень», а под котлом сочинителя огонь поначалу горел едва-едва. Однако с течением времени костер под котлом писателя становился все сильнее, а под разбойником, напротив, все тише и тише. В конце концов, под разбойником костер погас совсем, а под писателем разгорелся настолько, что тот уже не мог терпеть и стал громко кричать, что нет в богах справедливости, ведь

 

...славой он наполнил свет,
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.

 

Но на это служители преисподней ему тут же ответили, что он напрасно равняет себя с Разбойником: тот «вреден был,/ пока лишь жил». Принесенный же безнравственным писателем вред продолжает действовать и после его смерти:

 

Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет.
...Вон дети, стыд своих семей, —
Отчаянье отцов и матерей:

 

Кем ум и сердце в них отравлены? — тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти

 

И связи общества рвался расторгнуть? — ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?..
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!

 

В заключении беседы все подкидывающая в огонь дрова гневная Мегера говорит, что, поскольку от книг несчастного сочинителя на свете родится еще много зол и бед, то и терпеть ему тоже очень долго, и — «крышкою захлопнула котел».

 

Мораль басни в том, что писатель своими мыслями и книгами внес в мир многочисленные соблазны, вред от которых благодаря «дальнодействующей силе слова» оказался на самом деле гораздо больше вреда, причиненного людям даже страшным разбойником-душегубом. Cоблазн сказанного слова оказался гораздо сильнее соблазна делом.

 

Вообще соблазн — вещь очень коварная и лукавая, потому что обоюдоострая. Он опасен как для соблазняющего, так и для соблазняемых тем, что способен затянуть в свою воронку огромное количество людей. И даже если соблазнитель впоследствии сам откажется от собственных идей и слов, ему все равно придется с ужасом наблюдать, как другие люди будут вновь и вновь увлекаться его былым заблуждением. Неслучайно на древнегреческом языке слово «соблазн» звучало как τό σκάνδαλον (skandalon).


Как вы можете видеть, соблазн в греческом языке обозначает хорошо нам известное слово «скандал». И в этом есть большой смысл. Ведь очень часто соблазн порождает скандал, состояние замешательства и повышенной эмоциональности. В этой ситуации очень легко потерять над собой контроль и... соблазниться. Поэтому, как говорили Отцы Церкви, «более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо добро в людях не твердо, оно едва стоит, даже когда и никто его не колеблет» (преподобный Исидор Пелусиот).

 

При этом, поскольку соблазн создает шаткую для самообладания ситуацию скандала, он для соблазняемых совсем не обязательно заключается в том, что увлекаемый дурным примером человек повторяет конкретный проступок соблазнителя. Соблазн вообще кружит голову и сбивает с пути, толкает на малообдуманные решения. В этом он чем-то схож с террористическим актом, когда целью террористов является не столько убить какого-то конкретного человека, сколько внести смуту в общество и дезориентировать людей.

 

Очень часто бывает, что человек отвергает именно данный соблазнительный поступок, но при этом дает повод к такому «великому в очах Божиих греху» (Феофан Затворник) как осуждение ближнего. То есть, он переносит свое отрицательное к поступку отношение на совершившего его человека, который, возможно, сделал его невольно и сейчас уже раскаивается. Тем самым незаметно для себя подобный борец с мировыми несовершенствами преступает заповедь Христа «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1), впадая в грех самопревозношения и гордости. В связи с этим, чтобы предостеречь людей от соблазнительных скандалов, и было сказано: «Если вы увидите в ближнем какой-либо соблазн даже собственными глазами или услышите о нем, — не верьте. Храните вашу мысль от дурных мнений о ближнем, зная, что их приносят демоны, чтобы отвлечь ум от зрения своих согрешений и от устремления к Богу» (авва Илия).

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 290 раз

Купить