Четверг, 26 Июнь 2014 12:41

Тело: гробница души или человек?

Автор 

Тело — наш друг и помощник — иногда может выступать жестоким неприятелем, порой хуже самого неумолимого разбойника с большой дороги. Например, в случае тяжелой болезни.

Загадка тела и его отношения с душой всегда были одной из постоянных проблем философии и религии.

 

Довольно расхожим представлением о христианстве является идея, будто оно отрицает радость жизни и считает тело источником греха и зла. Как у любого штампа, здесь есть реальная основа, на которой выросло это во многом спекулятивное и приблизительное идеологическое представление. 

 

Да, конечно, христианство требует от человека самоограничений, поста и воздержания. Одна из главных целей аскезы, как писал Феофан Затворник — борьба с самоугодием (а также с миром и дьяволом). А ведь один из вернейших оплотов самоугодия, эгоизма — телесные наслаждения, которые становятся самоцелью, когда стараются угодить плоти. Но, как говорил Марк Подвижник, «согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо если бы не текла впереди мысль, не последовало бы за нею тело».

 

Поэтому отношение христианства к телу, как и многое другое в нем, является, как сказали бы философы, диалектичным. Оно сложно, объемно и в чем-то парадоксально. Главное в нем — не отрицание тела как такового, а стремление к его преображению и просветлению.

 

Отношение к телесному началу как чему-то сугубо отрицательному характерно скорее для античных философов. По-древнегречески тело τό σῶμα (sōma). Платон в своем диалоге «Федон» назвал тело гробницей души: τό σῶμα σῆμα. Он играл при этом на разных  значениях древнегреческого слова τό σῆμα. Оно значило еще «знак», «признак», «отметка». То есть, тело по Платону, это и знак души, признак ее наличия, и в то же время ее гробница, могила. «Кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти?» — говорит Платон в своем диалоге «Федон». Человеческое тело само по себе для великого древнегреческого философа — оковы души, которые мешают ей приобщиться к небесному миру вечных идей.

 

Между тем в древнегреческом языке слово τό σῶμα значило не только «тело», но порой еще и просто человека как такового. Например, выражение τά σώματα ἐλεύθερα — «свободные тела» — обозначало просто свободных людей. Также порой это слово употреблялось в значении «целого», «полного состава», а также «сущности» или «основы», и противопоставлялось в этом значении слову ἡ σκιά — «тень».

 

И тут очень интересно также и то, что своего рода цельное отношение к человеку, ни в коем случае не исключающее тело, характерно и для христианства (но уже на иной, неязыческой основе). Так Иустин Мученик сказал: «Душа не есть человек, но часть человека. Тело не есть человек, но часть человека». Сам апостол Павел называет тело не чем иным, как «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6:19-20). Для него тело — такое же творение Божье, что и душа. Он высоко ставит слово «тело» — τό σῶμα, в отличие от плоти — ἡ σάρξ, которая и есть носитель страстей и пороков. Поэтому Павел просит братьев предоставить свои тела «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1).

 

Можно смело утверждать, что в христианстве иное отношение к телу, чем у Платона, хотя многие мысли этого философа и созвучны Евангелию. Церковь учит, что изначально материя не противостоит духу. Высокое призвание человеческого тела подтверждается самым главным — вочеловечением Сына Божиего.

 

Поэтому когда в христианской аскетической литературе и говорится о войне между духом и плотью, то плоть здесь скорее — это страсти и пороки, пусть и связанные с телом, но все же не само тело вообще. Человеческое тело, сообразно изначальному замыслу, также предназначено к бессмертию, как и его душа. Поэтому и воскресение будет телесным воскресением. Какое тело восстанет (молодое? старое?), в каком виде мы будем — никто не знает и знать не может. Но это будет весь человек, состоящий из тела и души.

 

В грядущем телесном воскресении выражена та же идея, что и в самом начале творения мира: все творение «хорошо весьма», ничего не было создано плохо Богом — ни Земля, ни звери, ни птицы, ни душа, ни тело человека. Да, все это находится сейчас в состоянии падения, порчи, как тела, так и души, в результате грехопадения человека. Но когда этой порче наступит конец, все, что будет спасено, снова обретет свой цельный изначальный облик.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1416 раз

Купить