Четверг, 30 Июль 2015 20:45

Церковь: призванные

Автор 

Церковь как собрание призванных, как «новый Израиль» основывается на Новом Завете с Богом.

В Новом Завете язычникам (τὰ ἔθνη — дословно «народы», «племена») как совокупности разных непросвещенных народов и религиозных групп противостоит народ, состоящий из тех, кого призвал к себе Бог, — Церковь.

 

Ведь древнегреческое слово, взятое для обозначения Церкви — ἡ ἐκκλησία (ekklēsia), — образовано от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), который значит «вызывать», «призывать».

 

 

Слово ἡ ἐκκλησία в древнегреческом языке имеет большую и почтенную историю. Оно также значит собрание, общее или народное, место для собраний. Например, экклесией в Древних Афинах называли Народное собрание, которое решало самые важные дела в жизни полиса — древнегреческого города-государства. В Новом Завете этим словом назвали Церковь. Получается, если следовать древнегреческой этимологии, что Церковь — это те, кто призван, собрание «призванных». Первые ученики Христа, апостолы, сознавали себя призванными Богом. Так, апостол Павел в самом начале Послания к римлянам и Первого Послания к коринфянам называет себя «призванным апостолом».

 

Члены Церкви — это призванные не только из иудеев, но и из язычников (ἐθνικοί), то есть из разных народов, которые должны составить новый единый народ, единое тело во Христе. Ведь принадлежность к Церкви не зависит от этнического фактора. Она открыта для всех народов или «языков», как и для людей всех возрастов, любого социального положения и образования. Ибо во Христе нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28-29).

 

Вступившие в Церковь должны стать членами Единого Тела Христова, «братьями» и «сестрами». Они ответили на призыв Бога полностью поменять свою жизнь, отказаться от эгоистического и автономного существования. Теперь их под началом Господа Иисуса Христа должны объединять между собой вера и любовь, Таинства.

 

Церковь как собрание призванных, как «новый Израиль» основывается на Новом Завете с Богом. Члены Церкви участвуют в Евхаристической трапезе, принятии Плоти и Крови Христа под видом хлеба и вина. Во второй главе «Деяний апостолов» описаны исходные принципы, объединившие в Церковь самых разных людей. Верующие постоянно находились в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитве (Деян. 2:42). Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян. 2:44-46).

 

Кстати, эти строки Нового Завета были популярны среди некоторых коммунистических идеологов и комментаторов. Они усматривали особую близость раннего христианства к коммунистическим учениям, которая выражалась в том, что в первых христианских общинах тоже существовала общность имущества. Между тем, общность имущества как признак христианской жизни оказалась исторически преходящим явлением. Гораздо более существенным было другое: «принятие хлеба» и «принятие пищи в веселии и простоте сердца». Евхаристическая трапеза и участие в ней является центральным смыслом церковной жизни. По сравнению с этим вопрос, является ли, например, собственность в государстве общественной или частной, выглядит в христианской традиции как совершенно вторичный. Напротив, из объединения вокруг Благодарственной Чаши и христианской любви вытекают не только дела милосердия и то, что сейчас принято называть социальной работой, но и вся жизнь каждого христианина, жизнь земной Церкви.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1088 раз

Купить