Среда, 28 Август 2013 13:21

Успение: мирная кончина, подобная сну

Автор 

Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно праздновать чью-то смерть? Всё у христиан не как «у людей», скажет кто-то.

ФОМА

 

Для них радость то, что для других горе. И, между прочим, этот кто-то будет не так уж и далек от истины. В христианстве привычный мир действительно в каком-то смысле встает с ног на голову с точки зрения обычной логики.

 

Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие (1 Кор 1: 23), сказал апостол Павел: κηρύσσομεν Χριστὸν ἐσταυρωμένον, Ἰουδαίοις μὲν σκάνδαλον, Ἕλλησι δὲ μωρίαν. Но немудрое Божие премудрее человеков (1 Кор 1: 25), — говорит дальше апостол.


Христианское безумие, ἡ μωρία (mōria), оказывается настоящей мудростью, благодаря которой осуществляется победа над смертью. День расставания с земной жизнью Божией Матери, ее Успение, одновременно сочетает в себе вполне понятную человеческую скорбь с радостью от того, что смерти на самом деле не существует, что Богородица словно бы уснула, чтобы затем пробудиться к вечной жизни и славе.


«Успение» в переводе с церковнославянского значит «погружение в сон», «мирная кончина, подобная сну», «погребение». Это перевод древнегреческого слова ἡ κοίμησις (koimēsis). Оно является однокоренным с глаголом κοιμάω (koimaō), который на русский язык переводится как «спать», «засыпать», «почить», «умирать».


Личность Девы Марии, Ее жизнь и Ее успение имеют для Церкви исключительное значение. Ведь в Пресвятой Богородице осуществилась главная цель всего сотворенного бытия: полное единение с Богом. И дело не только в том, что Мария согласилась на воплощение Бога-Сына, полностью подчинив свою волю Божественной. В ее лице, в ее материнстве произошло взаимопроникновение жизни тварной и нетварной. Ее тело соединилось с Богом в Ее утробе. От Ее плоти и крови Христос обрел Свою плоть и кровь. Поэтому и считается, что зачав Богомладенца наитием Духа Святого, Дева Мария воссоединила все творение, весь мир — с его Творцом. Поэтому Церковь так Ее почитает и молится Ей.


Когда Христос страдал на Кресте, он сказал Деве Марии и апостолу Иоанну Богослову: «Это сын Твой, это Мать Твоя». На основании этих слов Спасителя Церковь учит, что в лице апостола Иоанна Богородица усыновила всех христиан. Ее смерть, Ее успение было безболезненным, без всякого телесного страдания, подобно тому, как Она родила Христа — тоже без страданий и болезней. Ее тело не видело истления. На третий день после Ее смерти апостолы обнаружили Ее гробницу и погребальные одежды пустыми. Кстати, по Преданию Церкви, первым это обнаружил апостол Фома, тот самый, который своим «неверованием добрым» еще больше содействовал удостоверению Воскресения Христова.


Разлученная на три дня с телом, затем душа Девы Марии вновь с ним воссоединяется — уже на Небесах, и, воскреснув, Матерь Божья идет в Жизнь Вечную. Как сказал Святитель Григорий Палама, «Сия же — Пречистая Дева и превознеслась над всеми и всем: Она единая, ставши между Богом и родом человеческим, сотворила Бога Сыном человека, а людей соделала сынами Божиими; Она соделала землю Небом и обоготворила род человеческий; Она единая из всех превыше всякаго естества явилась Матерью Бога по естеству, а чрез несказанное рождение стала царицей всякой сущей в мире и премирной твари, и, возвышаясь таким образом над подчиненным Ей через Нее Самое и делаясь Сама причастницей высшего избрания чрез Божественного Духа, Она является высочайшей из превознесенных и блаженнейшей царицей блаженного рода».

 

ФОМА

Успение: Путь Богородицы в вечность 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2032 раз

Купить