Воскресенье, 01 Июнь 2014 22:51

Беседа на Иоанна 17:1-13. Основа подлинного единства Избранное

Автор 

Седьмая неделя пасхального цикла посвящена памяти христианских епископов, которые на I Вселенском соборе выразили и утвердили учение о Святой Троице.

А точнее – дали четкое определение, что Иисус Христос является Истинным Богом – так же, как и Его Отец.

 

Сегодняшнее евангельское чтение – это отрывок так называемой «первосвященнической молитвы» Спасителя, которую Он совершил за несколько часов до Крестной смерти на Голгофе. В ней Господь просит Отца о многом, но в Его словах можно выделить одну мысль, один мотив, который красной нитью проходит через весь текст: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе».

 

Человечество всегда стремилось к единству. Если внимательно проследить историю великих цивилизаций, – как ушедших, так и нынешних, – то нельзя не увидеть, что все поиски человеческого разума сводились к тому, чтобы найти наиболее эффективные способы достижения этого единства. Начиная законами Хаммурапи и заканчивая современными демократическими конституциями, люди стремились выразить ту неуловимую идею, которая связала бы разрозненные личности в единое целое.

 

О единстве говорит и Христос. Но тот фундамент, который предлагает Он, радикальным образом отличается от механизмов, предлагаемых самыми гениальными политиками и мыслителями. История показывает, что нет, и не было такой универсальной идеи, которая способно сплотить абсолютно всех. А если подобная спайка и удается, то она носит временный характер, и люди, объединенные чисто земными идеями, больше напоминают безликую толпу, чем одухотворенный живой организм.

 

Спаситель предлагает человеку единство, основанное на любви, и приводит в пример отношения внутри самой Пресвятой Троицы. Люди призваны Богом к уподоблению своему Творцу, а значит – и к той гармонии, которая существует между Отцом, Сыном и Святым Духом.

 

Именно поэтому сегодняшнее чтение так тесно связано с памятью отцов I Вселенского собора, ведь учение о Троице породило и совершенно новое отношение к человеку как к уникальной личности. Только в контексте Истины о Троице люди обретает свою подлинную жизнь. Ипостаси Святой Троицы — это свободные и полноценно раскрывающие Себя Личности, которые всецело владеют своей Сущностью. В идеале таким задуман и человек — по образу Святой Троицы. Над ним не тяготели ни его собственные желания, ни природа, ни инстинкты, но он сам владел ими. Грехопадение нарушило это равновесие, и люди подпали под власть своей же природы. Иерархия человеческого бытия нарушилась, но тайна Святой Троицы являет идеал, к которому человек может стремиться.

 

Основным содержанием этого идеала является Любовь, по образу которой человек должен строить свои отношения с Богом и другими людьми. Для Троицы Любовь — это не отвлеченное романтическое понятие, а сама суть бытия, которая раскрывается только в бескорыстной отдаче себя другому и в таком же бескорыстном принятии ответной любви. Это взаимопроникновение божественных Ипостасей и есть тем самым единством, к которому нас призывает Господь.

 

Taynaya Vecherya Repin

И. Репин «Тайная Вечеря», 1903 г.
 
Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 5853 раз Последнее изменение Понедельник, 02 Июнь 2014 10:46

Купить