Воскресенье, 02 Февраль 2014 00:00

Беседа на Луки 19:1-10. Воскресенье о Закхее Избранное

Автор 

В этом году первое воскресенье февраля совпало с неделей о Закхее – одной из четырех недель, предваряющих собою Великий пост и постепенно подготавливающих верующих к этому периоду.

Сегодняшний евангельский отрывок повествует нам о сборщике податей, – мытаре Закхее, – жившем в городке Иерихон и узнавшем однажды, что по его улице будет идти Христос. Желая лучше разглядеть Иисуса, о котором так много говорили в последнее время, низкорослый Закхей вылез на ветки одного из деревьев, полагая, что останется там незамеченным и сможет без труда исполнить задуманное. Но Спаситель знает тайные помышления всех людей. Проходя мимо импровизированного наблюдательного поста, Он остановился, обернулся в сторону дерева и сказал спрятавшемуся среди листвы мытарю, что скоро придет к нему в гости и будет ужинать у него.

 

Можно только представить, что почувствовал мужчина, услышав эти слова. Он слез с веток, направился домой и приготовил обильное угощение гостю, пригласив на пир своих знакомых и друзей. Когда же все собрались и среди присутствовавших был сам Иисус, Закхей лично прислуживал Ему и от радости, которая переполняла его сердце, сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».


Как гласит Предание, этот человек в точности исполнил свое обещание, и даже в гораздо большей мере. Он не только раздал все нажитое добро нищим и обездоленным, но и жизнь свою посвятил Богу. После Воскресения и Вознесения Христа Закхей стал одним из первых христиан, много потрудился в деле проповеди Евангелия, а впоследствии стал епископом Иерусалима.


Современному обывателю поступок мужчины, описываемый в евангельском отрывке, непонятен. Зачем было взрослому человеку взлезать на дерево (а оно сохранилось до наших дней и представляет собою развесистую сикомору 15 метров высотой) и наблюдать за Христом, если Спаситель всегда был доступен, и к Нему мог подойти любой желающий? А еще не совсем ясен смысл такой огромной щедрости Закхея, потратившего на благотворительность практически все деньги.


Ключ к разгадке мы найдем в Ветхом Завете. Евангелие говорит, что Закхей был начальником мытарей, самым старшим среди них. На языке воспитанного человека слово «мытарь» принято переводить как «собиратель налогов», но это выражение слабо отображает реалии того времени. Зато жаргонное слово «вышибала» гораздо точнее выражает суть закхеева ремесла. Этот мужчина не просто имел от государства лицензию на изъятие у граждан части дохода, но и сам весьма часто превышал полномочия, кладя в карман большие суммы денег. Уже за то, что налоги собирались в пользу ненавистного иудеями оккупационного Римского государства, к мытарям питали особое презрение. А за вороватость их готовы были в любой момент убить, если бы не защита римских солдат и последующие репрессии, которые могли начаться в случае покушения. Государство могло защитить налоговиков от смерти, но не от презрения, и с людьми, подобными Закхею, практически никто не общался кроме таких же, как он, изгоев – вышибал, воров, проституток и прочих «деклассированных элементов».


По мнению древних исследователей Евангелия, этот мужчина вылез на дерево не по причине особого любопытства. Им двигало смирение. Закхей уже много месяцев терзался муками совести и чувствовал, что род его занятий мало похож на праведный. Он жаждал видеть Христа, пообщаться с Ним, услышать от Него хотя бы что-то, что могло бы изменить его жизнь. Но мытарь осознавал свою недостойность, над ним тяжким грузом висело общественное презрение, потому и решил довольствоваться лишь наблюдением за Спасителем издалека – с высоты придорожного дерева. И в ответ на смирение получил награду – личный визит Иисуса в свой дом.


Радость Закхея, которая двигает им, когда он дает обещание вернуть всем обиженным им людям награбленное, — это не просто радость. Это радость обретенного смысла. Мужчина с легкостью прощается с деньгами потому, что они больше не нужны ему. Золото, видимо, и раньше не сильно интересовало его, но привычка «поступать как все» и стремление заглушить жажду вечного делали свое дело. Теперь же, после прихода Христа, душа Закхея-вышибалы полностью меняется и очищается от жившей там страсти. Слуга мамоны становится слугой Божьим.


История бывшего мытаря поучительна для всех нас, особенно – в дни подготовки к Великому посту. Довольно часто человек приходит в храм не просить у Бога чего-либо, и даже не в поисках ответа на вопросы, а в порыве требовательности. Часто мы предстаем перед Христом, считая себя уникальными людьми, достойными особого Божьего внимания и полагая, что Он нам чем-то обязан. Но покаяние и настоящий путь к Творцу начинается иначе – со смирения. С того самого смирения, которое показал две тысячи лет назад всеми презираемый Закхей. И которое в полной мере явил нам другой мытарь – герой знаменитой Христовой притчи. О ней мы и поговорим в следующий раз.

 

Mytar Zakhey derevo 6  Давид Попиашвили «Обращение Закхея»,
из книги «Рассказы об Иисусе Христе», Тбилиси, 2002 г.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4827 раз Последнее изменение Воскресенье, 02 Февраль 2014 12:21

Купить