Воскресенье, 26 Январь 2014 10:00

Беседа на Матфея 4:12-17. Воскресенье после Богоявления Избранное

Автор 

Последнее евангельское чтение января рассказывает нам о том, как Христос направился в Галилею и поселился в Капернауме — небольшом городке близ Тивериадского озера.

Этому предшествовали омовение от Иоанна, сорокадневный пост в пустыни и троекратное искушение от дьявола.

 

При этом повествование дополняется двумя малозаметными деталями, которые при ближайшем рассмотрении становятся очень важными.

 

Во-первых, апостол Матфей указывает, что Иисус пришел в Капернаум не просто так, а чтобы не привлекать к себе внимание царя Ирода Антипы, который незадолго до этого приказал арестовать Иоанна Предтечу. Господь понимал, что правитель, едва остыв от гнева, попытается в данный момент предпринять шаги по ликвидации всех своих возможных противников, и что грозная проповедь, на которую Христос, собственно, и выходил, вряд ли понравится жестокому тирану. И Спаситель принимает решение не попадаться Ироду на глаза, ибо, как считают древние толкователи, время Его кончины еще не настало.


Очень часто человек, сталкиваясь с той или иной проблемой или желанием, стремиться как можно скорее решить ее, достичь цели и приложить все усилия для получения результата. Так бывает не только в работе или в личной жизни. Очень часто преждевременность сопутствует духовному деланию — особенно у неофитов, только-только начинающих свой путь к Богу и внутренний рост. Имея лишь несколько месяцев активной церковной жизни, люди часто берут на себя очень трудные подвиги поста, молитвы, милосердия, труда. Но поскольку силы их не окрепли, то в большинстве случаев такие подходы приводят к трагедиям. Поэтому важно помнить знаменитое библейское выражение — «Всему свое время». И если уж Господь в своей земной жизни был верен этому принципу, то особенно важно быть верными ему и нам, обладающим несравненно меньшими душевными силами, чем Он.

 

Во-вторых, указанный отрывок содержит упоминание двух ветхозаветных имен — Неффалима и Завулона: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Эта цитата отсылает нас во времена Ветхого Завета, к периоду раздела Палестины между двенадцатью племенами израильского народа. Неффалим и Завулон были родными сыновьями праотца Иакова и получили во владение земли между Тивериадским озером и Средиземным морем. В какой-то мере к новозаветным реалиям этот факт имеет весьма далекое отношение, но на самом деле в Евангелии ничего не бывает случайным, и с указанными именами святые отцы связывают важную мысль.


Галилея находилась на периферии еврейского мира и с самого начала подвергалась языческому влиянию, со временем и вовсе смешавшись с инородным элементом. Здесь пересекались важнейшие торговые пути, что снова-таки приводило к значительному отпадению от «ортодоксальной» веры, которую хранили жители Иерусалима и юга Иудеи. Гелилеян недолюбливали, считали провинциалами и сектантами. Поэтому проповедь Христа именно в этом месте очень показательна.


Практически с самого начала своего земного пути Господь показал, что Его служение — всемирно, надмирно и не имеет никаких границ. Что Он пришел спасти всех — и язычников, сидящих во тьме, и праведников, и псевдоправедников, которые мыслят спасение чисто механически — через исполнение внешних норм и предписаний. Проповедь Иисуса уравнивает всех. Более того, Господь сразу становится в своеобразную оппозицию к элите, выбрав заведомо «отсталый» регион для того, чтобы именно там, и именно из него Благая Весть разнеслась во все концы земли и в конечном итоге покорила весь мир.


По большому счету, полуязыческое население Галилеи было идеальным проводником Евангелия в уже полностью языческие земли Римской империи. Галилеяне первыми восприняли слова Истины и первыми понесли эти слова в мир. Слова, которые стали основой современной цивилизации. Слова, которые таковыми, надо надеяться, будут до самых последних дней человеческой истории.

 

Iisus Hristos ikona sv.Andreya Rubleva

Андрей Рублёв, икона «Спас» из Звенигородского чина.  XIV–XV вв.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 5516 раз Последнее изменение Воскресенье, 26 Январь 2014 01:27

Купить