Пятница, 09 Февраль 2018 18:22

Ученик Паисия Святогорца в Киеве. Часть 1

Автор 

Беседа с учеником преподобного Паисия Святогорца архимандритом Иринеем (Верикакисом) состоялась вечером 7 февраля в столичном Свято-Троицком Ионинском монастыре.

Известный греческий проповедник, церковный писатель и ведущий радиопрограмм, наместник монастыря Владычицы Ангелов — Гувернету (город Ханья, остров Крит) сначала провел лекцию на тему «Жить православной верой в современном мире».

 

Затем он ответил на вопросы аудитории.

 

 

 

На беседу пришли около 400 человек. Переводил с греческого директор Паломнического центра УПЦ Владимир Телиженко.

 

Публикуем первую часть слов отца Иринея.

 

***

 

Возлюбленные собратья священники, братия монастыря, братья и сестры! Мы (отец Ириней и его спутники. — Ред.) приехали сюда, в землю, которая передала православную веру дальше на север, в которой священные, глубокие, вечные корни единой и нераздельной нашей православной веры, как смиренные паломники. И в рамках этого нашего короткого паломнического посещения вашей Родины мы по благословению Предстоятеля вашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и высокопреосвященнейшего наместника обители и через нашего брата Владимира (Телиженко. — Ред.) имеем возможность провести с вами встречу в стенах этого монастыря. И мы рады видеть здесь всех вас.

 

Сегодня день памяти, во-первых, древнего святого, святителя Григория Богослова, патриарха Константинопольского, и, во-вторых, — конечно, вы все знаете, —священномученика Владимира, митрополита Киевского. Узнав о его житии, я в очередной раз пришел к выводу: в Церкви ты можешь существовать только как мученик. И Церковь существует и будет существовать до конца времен, в том числе, затем, чтобы напоминать нам, что христианская жизнь является ежедневным, непрестанным мученичеством ради Христа. И возрадуемся, дорогие братья и сестры, что мы принадлежим Церкви, которая является Церковью мучеников, засвидетельствовавших свою веру кровью, и мучеников, которые засвидетельствовали свою веру через мучения совести. И ваша страна является одним из самых ярких примеров вот этого образа жизни.

 

Сколько тысяч ваших родных предков, ваших дедушек и бабушек, пережили гонения и страдали только ради того, чтобы сохранить православную веру! Где в других местах происходило что-то подобное?

 

Какая православная страна не дала новомучеников? Та, которая не дала новомучеников, — не православная. Но те страны, которые даровали современной истории новомучеников, на Балканах и в святой земле Руси, являются доказательством, что эта Церковь — Церковь истины, потому что истина всегда будет гонима. Если кто-то желает найти правду, пусть обратится и изучит историю каждой Поместной Православной Церкви. В конце концов он увидит, что это общая история для всех православных, потому что путь, который ведет на Небо, проходит через вечную голгофу, через Крест Христов, который становится крестом каждого из нас. Так свидетельствуется вера, так осуществляется и воскресение.

 

В греческом языке слово επανάσταση (революция) имеет тот же корень, что и слово ανάσταση (воскресение). Если мы хотим, чтобы мир изменился, каждый из нас должен измениться и сделать внутри себя подлинную революцию, революцию против своих страстей. Это, вероятно, наиболее отягощающая человека революция. К сожалению, вероятно, наши ближние братья во всех странах бывших режимов как раз не смогли понять это — что подлинная революция происходит здесь, в храмах, в сердце каждого человека.


Вчера мы приложились к мощам святых угодников Божьих в пещерах Киево-Печерской Лавры, где они с великим почтением сохраняются. Собственно, цель нашей жизни, дорогие братья и сестры, заключается в том, чтобы каждый из нас стал не вонючим гробом, а благоухающей ракой честных мощей. Именно в этом заключается цель христианской жизни. Мы живем здесь, чтобы освятиться, чтобы с освящением души освятилось и наше тело. И это происходит, когда мы ежедневно, в быту непостыдно и без притворства реализовываем свою христианскую жизнь.

 

Собственно, это и есть тема, которую меня попросили затронуть сегодня, на этой встрече, не смотря на то, что, надо сказать, мой собственный духовный багаж очень беден. У вас есть мудрые и духоносные учителя, которые руководят вами, и у вас, на самом деле, нет необходимости в чем-то большем. Но я принял это приглашение исключительно потому, что хотел видеть эту картину — ваши ясные, открытые, просвещенные лица.

 

ЧТО ОЗНАЧАЕТ «666»?

 

Итак, тема, на которую мы бы хотели здесь с вами поговорить, — как реализовывать свою христианскую жизнь в постоянно меняющемся мире. Наверное, первый вопрос, который возникнет у каждого при приближении к этой теме — какое вообще отношение мы, христиане, имеем к миру вокруг, в котором, кажется, в последнее время преобладает антихрист? Системы, идеологии, партии, разные цвета прилагают усилия, чтобы завладеть человеком, лишить его свободы и сделать своим рабом. Мы находимся не просто в с невероятной скоростью меняющемся мире, мы находимся в мире, который приближается к последним дням своего существования. С этим духом жили все христиане всех эпох! Поскольку дьявол — да, был побежден, да, был усмирен, но он каждый раз возрождается, приобретая силу, которую мы сами даем ему нашими страстями и грехами. Мы своей жизнью даем ему возможность ежедневно присутствовать среди нас или, наоборот, проповедуем Христа, за нас распятого.

 

На самом деле всё очень просто. У вас есть семьи. Когда я отрицаю желание сосуществовать в быту, жить вместе, быть рядом со своим супругом или супругой, которую я, предполагается, некогда полюбил и выбрал, я отрицаю Крест Господень. Когда я болен и ропщу, я отрицаю Крест Господень. Когда у меня есть один ребенок или много детей и я их не выношу, кричу на них, бью их, я отрицаюсь Креста Христова. Когда я монах в монастыре и мой ум блуждает за стенами обители, я размышляю: «Что я вообще здесь, в монастыре, делаю?» — я отвергаю Крест Христов. И таких вещей тысячи. Если каждый (или каждая) из нас поищет глубже в себе, то может найти очень много таких примеров, когда реально отвергает Крест Христов.

 

Безусловно, антихрист будет личностью (согласно толкованиям святых отцов), но в первую очередь, главным образом, он будет способом жизни, который, мы видим, динамично входит через глобализацию. В древнегреческом языке, как и в церковнославянском, числа писали буквами. И наилучшее толкование в отношении антихриста следующее. Число 666 в греческом оригинале соответствует следующим буквам: Χ (600), Ξ (60) и ΣΤ (6). Итак, эпоха антихриста, которую мы реально переживаем (имеющие духовные очи видеть видят), — эпоха, когда будет проповедан Христос (Χ), чуждый (Ξ) Кресту (ΣΤ).


Тот способ, которым (я в этом абсолютно убежден) пытаются увлечь как можно больше человеческих душ, — это Интернет. Не в том смысле, что Интернет плох, нож сам по себе не плох! Но если у меня нет знания, понимания и ограничения даже того, чем я умею пользоваться, в конечном итоге всё приводит к тому, что я лишаюсь своей свободы.

 

НАИБОЛЬШИЙ ДАР ОТ БОГА — НЕ ЖИЗНЬ

 

Сегодня молодежь (особенно это заметно у меня на Родине, в Греции) думает, что она свободна. Никто не свободен! Всё под контролем. Мы можем сказать, что теперь у нас есть всемирное КГБ.

 

Наибольший дар, который дал Бог человеку — не жизнь, это свобода жить так, как ты хочешь. Дьявол с самого начала постарался пленить этот дар. История человечества от Эдемского сада до настоящего времени — это постоянный процесс духовного пленения. Хочу — но не могу, потому что я дал власть страстям и своим чувствам.


Когда я не приструниваю свои чувства, они становятся оковами, которые приковывают меня к этой жизни и не дают мне освободиться, поскольку, как говорит один церковный тропарь, «прекрасен и сладок плод, ведущий меня к рабству». И заповедь, которую дал Бог человеку в Эдемском саду: «От всех плодов ешь, а вот от этого дерева плодов не вкушай», — согласно толкованиям святых отцов (в первую очередь святителя Григория Паламы), заключалась в заповеди усмирения своих желаний. И, видите, вся жизнь Церкви имеет целью эту задачу — контролировать свои чувства и преображать их в чувства божественные.

 

Приближается Великая Четыредесятница, уже началась постная триодь. В прошлое воскресенье читалась великолепная евангельская притча о блудном сыне. Даже если бы по какой-то причине исчез весь Новый Завет, но сохранилась бы эта притча о добром отце, — её было бы достаточно, чтобы понять, Кто такой благой Бог. Этот образ сына из притчи говорит как раз о неблагом использовании своих чувств, потому что он растратил своё имение, уйдя «в страну далечу». Что такое эта «страна далеча»? Это страна греха. Растратив имение, блудный сын начал есть в ней рожки, говорит Писание. Что такое эти рожки? Это то, что предлагается нам как замена единственной подлинной пищи, которая питает нашу жизнь, — Самого Бога.

 

Жизнь современного человека — это постоянное, непрерывное бытие вне объятий Отца, блуждание на какой-то далекой стороне и, параллельно, постоянный призыв Отца вернуться домой.

 

 

Знание ИСТИНы САМо ПО СЕБЕ НЕ СПАСАЕТ

 

Я не буду детально анализировать этот прекрасный отрывок из Священного Писания, но просто хочу сказать, что он имеет отношение к блужданию каждого, особенно каждого из нас, православных христиан. Мы, православные, очень часто страдаем самодостаточностью: нам кажется, что вот, мы православные и всё в порядке, что, так как мы обладаем истиной, спасемся. Но это не так. К сожалению, истина сама по себе не спасает. Первозданные люди имели постоянное общение с Единой Истиной, они общались с Ней, Богом, как друг с другом. И, обладая такой возможностью, они пали.

 

Мы должны находиться в непрерывной связи с источником жизни, которым является Христос. Накануне я спросил Владимира: «Как здесь отапливаются дома?» Он объяснил мне, что есть централи и специальные учреждения, которые при помощи горячей воды через трубы поставляют тепло в дома. Если в этих трубах, идущих к вашим домам, офисам, монастырям, не будет постоянно поддерживаться тепло, в конечном итоге они заморозятся. Так же обстоят дела с нашими отношениями с Богом — они должны быть постоянными. Конечно, будут падения, восстания, революции... И сын восстал против отца своего (вы помните из притчи), поднялся и ушел...

 

Но наш Бог — Отец. Он ожидает нас там, дома, стучит в двери нашего сердца и говорит: «Если ты хочешь и откроешь Мне, Я войду к тебе и обитель сотворю», — то есть: «Я стану общаться с тобой, буду рядом с тобой и мы будем всегда вместе, Я и ты».

 

Я упомянул, что мы, православные, очень часто имеем самодостаточность, которую имел старший сын из притчи. Он, возвратившись с дневной работы в дом отца и услышав праздник, спросил одного из слуг: «Что происходит?». И слуга говорит ему: «Вернулся брат твой». Видите, слуга, который мог быть другой религии, происходить из другого народа, говорит: «Вернулся твой брат». А старший сын позже говорит своему отцу: «Когда твой сын блуждал где-то далеко, я здесь работал...» — он не называет, т. е. не признает вернувшегося своим братом.


Это очень впечатляет, когда над этим задумываешься. Быть в одном доме и не признавать друг друга братьями, принимать друг друга как чужого! И думать, что если мы постимся и пр., то с нами всё нормально. Это не так. Евангелие не говорит нам, что произошло со страшим сыном, но указано, что отец и ради него вышел из дома, чтобы позвать зайти в дом, ради него тоже вышел! Вся жизнь Церкви — постоянный призыв вернуться. Мы находимся «в стране далеча», в грехе. Бог, наш Отец, это знает и даже оправдывает нас. Он не держит в руке палицу, чтобы наказать нас и силой вернуть обратно.

 

ПОДЛИННЫЙ ХРИСТИАНИН НЕ ЗНАЕТ ДЕПРЕСИИ

 

Один из последних святых Православной Церкви, рожденных и духовно выросших в грекоправославном мире, преподобный Порфирий Кавсокаливит говорил: «Я не держу ад для вас, Я вас хочу, вас люблю, о вас думаю, ради вас Я стал человеком. И Я хочу, чтобы мы стали одним, были вместе». В этом заключается месседж Церкви — найти нашего Отца, Бога. В мире, который вокруг нас, в котором нет отцов, нет надежды, мы не только ожидаем, хотим получить надежду — мы имеем надежду. Поэтому нельзя вообразить подлинного христианина, который находится в депрессии. Для подлинного христианина нет в жизни тупиков, потому что нет безвыходных, тупиковых ситуаций для Христа. Ведь Он спустился до самого дна ада, чтобы поднять нас оттуда.


Если мы желаем понять это глубоко в своем сердце, мы должны немного склонить свою голову. Отец Тихон, русский старец, который одно время был духовником преподобного Паисия Святогорца, говорил: «Когда Бог видит человека, благословляет его одной рукой. Когда видит смиренного человека, благословляет его обоими Своими руками». Надо становится смиренными.


ПРАВОСЛАВИЕ — НЕ ИДЕОЛОГИЯ, А СПОСОБ ЖИЗНИ

 

В современной эпохе (я это вижу в своей стране, которая совершенно сходит с ума от некоторых приходящих из Европы ветров) человек может легко оставить Бога, чтобы пойти вслед чужих богов или, лучше сказать, ради самообожествления. Это самодостаточность, проповедуемая современной эпохой, — станьте богами, ты сам себе бог.


И здесь (на территории бывшего СССР. — Ред.) некоторые люди верили, что могут стать богами без Бога. Конец их был горьким: миллионы мертвых, которые верили... во что? В идеологию. Обратите внимание: Православие — не идеология, это способ жизни, принятие креста, мученическое шествие, терновый венец. Но во всем этом скрывается радость воскресения. Это поняли преподобные, находящиеся в Лавре, и святой Иона Киевский и все святые Православной Церкви (не только те, о которых мы знаем, ведь ещё больше — тех, о которых мы не знаем).

 

Когда некогда преподобный Антоний Великий вопросил Бога: «Есть ли другой человек в мире, который находится на моем уровне духовной высоты?» — Господь не привел его в какой-нибудь монастырь или пещеру, а привел к сапожнику в гигантском городе Александрия. Святой Антоний спросил сапожника: «Что ты делаешь, как проводишь своё время?» Тот ответил ему: «Авва, поднимаюсь утром, накладываю на себя крест и говорю: "Благодарю Тебя, Боже, за новый день, который Ты мне дал. Помилуй меня, Господи, потому что я худший человек из всех, живущих на этой земле". И иду на свою работу, к своей обуви. Когда пройдет день и я возвращаюсь домой, снова говорю: "Помилуй меня, Боже. Благодарю Тебя за то, что Ты мне сегодня дал. Помилуй меня, потому что я худший человек, который живет в этом городе"».

 

Итак, мы как православные христиане не можем не быть оптимистичными. Христос победил, на Кресте. Победил мир и всё, что в мире. Единожды и навсегда. И на каждого из нас возложена задача в своей обычной, ежедневной жизни осуществлять это через свой личный крест ради любви Христовой.

 

Я сейчас закончу, просто только что вспомнил один прекрасный текст из Синайского патерика. Это история об идолопоклонниках и христианах, которые жили в Александрии. Идолопоклонники высылали людей, заболевавших проказой, далеко за пределы своего города. В какой-то момент некоторые христиане пошли к прокаженным и начали заботиться о них — приносили им еду, очищали их язвы, сидели и общались с ними. Когда идолопоклонники это увидели, сказали себе: «Что это за люди, эти христиане? Как возможно — они заботятся о наших людях, которых даже не знают и которые больны таким страшным заболеванием и могут заразить их?».

 

Так идолопоклонники начали становиться христианами, креститься десятками. Почему? Потому что в ежедневной жизни тех христиан реализовывалось Евангелие, слово Божие, любовь. Это призваны делать и мы, братья и сестры.


Времена те же, ничего не поменялось. Мы живем в эпоху нового идолопоклонства. И как бы нас мало ни было, никогда не будем забывать о силе, которую имеет закваска и малое зерно и которая может перевернуть историю. Пусть Бог помогает вам!

 


Продолжение. 

Полная аудиозапись беседы опубликована на сайте Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1060 раз