Суббота, 26 Сентябрь 2015 21:16

Блаженнейший Митрополит Владимир. Проповедь на Воздвижение Креста Господня

Автор 

Вся наша планета усеяна памятниками. Воздвигнуты они человеческому гению, труду, открытиям, героизму людей. Воздвигла их родительская любовь, преданность или благодарность потомков.

Но есть во всей вселенной единственный и неповторимый памятник, который воздвигнут отнюдь не любовью или признательностью, не доброй памятью или добрым расположением. Воздвигнут он злобой, ненавистью и коварством человеческим. Памятник этот — Крест Христов, на котором люди пригвоздили своего Спасителя и Бога. И стоит этот Крест над пространством и над временем, являя всем народам мира Божию любовь и благоволение, свидетельствуя о человеческой неблагодарности. Этот памятник освятил мир и человечество, ибо на нем пролил Свою искупительную кровь наш Спаситель. Силою на нем распятого Христа он стал знамением и оружием христианства. 

 

Как вначале, так и в последующие времена «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Позорное орудие казни Христос спасительной Своей смертью и Животворящей Кровью претворил из позора в славу, из унижения в возвышение, из соблазна и безумия в Божию силу и в Божию премудрость. Таков Промысл Божественной любви. И мы ныне хвалимся Животворящим Крестом, поклоняемся ему, величаем его и вместе с ним — искупительный подвиг нашего Господа и преславное Его воскресение. «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:23-24).


Крест во всей вселенной. Крест в существе самого человека, в его образе. Крест везде и всюду как сила, освящающая бытие мира во всех измерениях — высоте, глубине и ширине. Крест — свидетельство благости и любви Отца, Сына и Святого Духа. Это знамя нашей победы, возложенное на каждого христианина в таинстве Крещения. Крест венчает храмы Божии, эти места особого присутствия Божия. Крест Христов осеняет верных людей на всех путях их жизни, с рождения до могилы. Осеняя себя крестным знамением, мы каждый раз освящаем наш ум и наши мысли, сердце и чувства, освящаем свои телесные силы и призываем благословение на дела рук наших. Крестом нас осеняет святая Церковь за богослужениями.


Сегодня, когда во всех православных храмах и в сердце каждого верующего христианина воздвигается Животворящий Крест, мы не только славим его и поклоняемся ему, но и стараемся размышлять о великой тайне Креста. Животворящий Крест преподает нам урок великой божественной любви. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Святитель Иоанн Златоуст в своем размышлении о Боговоплощении и Кресте Христовом говорит: «Не раба, не ангела, не архангела отдал Господь миру, но дал сущность Свою и Ипостась — Сына Единородного. Отдал же не за каких-то избранных людей, а за все человечество». Мы видим любовь Божию: «Воскресение Христово видевшее», — поклоняемся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, и кресту Его, славя Воскресение.


Почему же мир пригвоздил Любовь ко кресту? Дело все в том, что там, где начинает побеждать закон любви, закон Божьего Царства, там наступает конец человеческому самопревозношению, человеческой самости, человеческому греховному эгоизму. В мир пришла воплощенная Любовь. Она обличила людскую неправду. Ужаленная неправда стала мстить Богу. Однажды ученик Христа в благоговейном трепете молил: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). В противоположность этому были случаи, когда люди из грешного рода и лукавого от страха и озлобления просили Христа оставить пределы той местности, где они жили (Мф. 8:34). Там, где гордость человеческая хочет господствовать властно и безраздельно, нет места Богу. Вот почему мир встретил божественную Любовь ненавистью и озлоблением.


Научимся сегодня у подножия Креста любви преданности Богу и терпению. Когда царица Евдоксия хотела предать смерти святого Иоанна Златоуста за его проповедь, святитель писал одному из пресвитеров: «Я знаю злые происки и коварные намерения Евдоксии, но кто же может разлучить нас от любви Божией: скорбь ли, теснота ли, гонения ли — ничто не разлучит нас от любви Божией. Если она предаст меня в руки палачей и они захотят распилить меня пополам, я помню пророка Исаию; если она захочет бросить меня в пучину морскую, я знаю пророка Иону; если она бросит меня зверям на съедение, я крепко помню пророка Даниила; если ввергнут меня в пещь горящую, я прекрасно помню семь отроков; если отсекут мне голову, я стану сопричастником великому Крестителю Иоанну. Таким образом, нет ни метода, ни действия, которое могло бы разлучить нас от любви Божией, явленной Спасителем в искупительном подвиге, в распятии за нас».


Любовь совершенствует человека. Любовь дает человеку крылья, возносящие его до небес.


В день Воздвижения Креста Господня воздвигнем его в своих сердцах и в своих умах, в своей жизни, чтобы он действительно был для нас победой Христовой над всякой немощью и сомнением, над унынием и печалью, над грехом и беззаконием, чтобы он всегда был для нас знамением твердой веры, непоколебимой надежды и христианской любви. Будем хвалиться Крестом и спасаться силою на древе распятого Христа. Аминь.


По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997)

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1206 раз

Купить