Среда, 18 Январь 2017 16:40

Блаженнейший Владимир. Проповедь на Богоявление

Автор 

Великий пророк Иоанн Предтеча, названный Крестителем Господним, проповедовал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

Это делал он для того, чтобы приготовить путь — сердца людей — к принятию грядущего Спасителя — Иисуса Христа. И многие, раскаиваясь в своих грехах, принимали от Иоанна крещение покаяния в водах Иорданских. Иоанн Предтеча напоминал людям, что его крещение — крещение покаяния, и говорил, что идет за ним вослед Тот, Кто больше его, — Он будет крестить всех Духом Святым (Мк. 1:8).


Однажды, проповедуя грешникам покаяние, Иоанн Предтеча увидел идущего на Иордан Иисуса Христа Спасителя. И вот Иоанн, исповедуя Его, указывает всему народу: «Вот идет Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира» (Ин. 1:29). При встрече со Спасителем Иоанн Предтеча не только обрадовался, но и смутился. Смущение его было оттого, что знал он, как великий пророк, что рано или поздно придет Искупитель мира; знал, что сам он послан крестить людей в водах Иорданских для покаяния; знал, что Христос будет крестить всех Духом Святым; того же, что Сам Христос, Невинный и Безгрешный, будет просить от него крещения во Иордане, Иоанн-пророк, очевидно, не ожидал. От того смущение его ещё более увеличивалось. Он говорит Христу: «Мне надо бы креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3:14). Могу ли я, раб, крестить Владыку; могу ли я, тварь, поднять руку свою над Творцом, и в чье имя крестить Тебя буду? Во имя ли Отца? Но Ты во Отце, и Отец в Тебе. Во имя ли Сына? Но Ты Сам — Предвечный Сын Божий. Во имя ли Духа Святого? Но Дух Святой в Тебе, ибо Ты един Сущий от Святой Живоначальной Троицы.


Страх и трепет уступают благоговейному послушанию. И раб крестит Владыку в водах Иорданских, потому что Господь так благоволил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).


Что же это за правда, о которой говорит Христос Иоанну Предтече, трепетному, благоговейному пророку? Что за исполнение этой правды? Правда эта та, о которой предвозвещал Ветхий Завет. Это та правда, которую из рода в род так терпеливо и болезненно ожидали ветхозаветные праведники. Это та правда, о которой проповедовали все пророки Божии за много столетий до Рождества Христова, подкрепляя человеческую веру в грядущего Спасителя мира. Эту правду прообразовали ветхозаветные образы, символы, жертвоприношения. Правда эта — Божественная милость, посланная в мир безграничной Божественной любовью. эту правду пришел на землю исполнить Сын Божий. Для чего? Для того, чтобы восстановить в человеке падший образ, чтобы дать человеку возможность вновь стать сыном Света и чадом Божиим.


Всё, что Господь совершает в Своей земной жизни, совершает для того, чтобы указать нам путь, по которому следует идти, как по Богом уготованной дороге, к своей заветной цели, к своему высокому назначению. Для этого Христос и принимает во Иордане крещение. Безгрешный омывает во Иордане грехи не Свои, а наши, человеческие. И таким образом устанавливает великую тайну нашего крещения и спасения. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В другом месте Он говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). И Церковь свято приняла от Него крещение. Крещение открывает нам врата, вводящие нас в семью Христову, в ограду святой Христовой Церкви.


В Ветхом Завете Бог говорил Аврааму: «Поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов. И произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. Завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих» (Быт. 17:2-7). И дал Господь Аврааму повеление обрезания, как вещественный знак завета: «Сей есть завет Мой...: да будет у вас обрезан весь мужеский пол» (Быт. 17:10). Чтобы «исполнить всякую правду», Господь Сам принял в восьмой день обрезание, хотя, будучи Безгрешным, не нуждался в этом (Мф. 5:17).


С нынешнего дня, с Его Божественного Крещения, вступает в силу Новый Завет между Богом и людьми. Господь дает нам победу над грехом. От человека требуется вера в Него и Его могущество. А видимый, вещественный знак нашего вступления в завет с Богом есть Крещение, установленное Самим Спасителем, крестившимся от Иоанна в водах Иорданских. Господь дает человеку всё. от человека требуется вера и крещение. Христос говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).


В нашей святой Православной Церкви распространен обычай, согласно которому мы крестим всех в основном в младенчестве. Как когда-то родители нас приносили в храм Божий, так делаем теперь и мы, продолжая дивную православную традицию. Но, как говорит Господь, для крещения требуется вера, и только тогда человек может быть крещен и спасен. Отсюда возникает вопрос: как же может крещение быть спасительным для несознательных младенцев, не имеющих ни веры, ни понятия о ней? Спасительно ли для младенцев крещение? Да, спасительно. В Ветхом Завете обрезали восьмидневных младенцев, в Новом Завете Господь говорит в Евангелии: «Не возбраняйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19:14).


Дети могут и должны приходить ко Христу по вере сознательных членов Церкви, через дверь святого Таинства Крещения. Христос исцелил больную дочь жены-хананеянки по вере матери; Христос исцелил бесноватого юношу у подножия горы Фавор по вере отца; Христос исцелил расслабленного по вере людей, принесших его к Нему; Христос воскресил дочь Иаира по слезной просьбе и вере отца. Таким образом, и при крещении младенцев Господь принимает их в Свою святую Церковь и дарует им свободу быть чадами Господними по вере родителей и восприемников. Благодаря этому мы вводим в Церковь каждого родившегося человека, чтобы он был сразу с Богом.


Возникает и ещё один вопрос: если Христос крестит всех Духом Святым, как о том говорил Предтеча Господень, то зачем же нам ещё вещественное крещение? Не достаточно ли крещения одним Духом Святым? Было бы достаточно, если бы мы были духи, не имеющие плоти. И потому Господь благоволил показать пример и положить Своим Крещением во Иордане начало нашему вещественному крещению. В воде Он омыл грехи человеческие, и тогда же на Него сошел Дух «в виде голубя». В крещении водою мы получаем прощение грехов и дар Духа Святого, освящающего нашу душу и тело.


Зная о том, что значит для нас крещение, необходимо помнить и о тех обещаниях, которые давали за нас перед Богом и Церковью наши родители-восприемники. Мы обещали умереть для греха и жить для Бога, сохраняя незапятнанной снегосветлую одежду крещения. Господь всегда верен Своему завету, и Он помогает нашей верности, если мы на Него надеемся. Для того чтобы быть всегда с Господом, существуют святая Церковь и святые Таинства, особенно Покаяние и Причащение. Церковь Господня помогает нам побеждать свои немощи и греховные наклонности, помогает возрождаться и возрастать в меру возраста Христова.


Только тому, кто помнит завет с Богом и прилагает усилия к исполнению его, Господь даст в итоге венец жизни. Аминь.

 

По книге «Слово, растворенное любовью. Проповеди Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви» (Киев, 1997).

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 356 раз

Купить