Четверг, 09 Октябрь 2014 21:16

Чем вера отличается от идеологии?

Автор 

Седьмым среди плодов Духа у Апостола (Гал. 5:22) названа вера. Что такое вера?

Мы все нуждаемся в ответах на некоторые фундаментально важные вопросы. Кто мы такие, Зачем мы здесь? Каково наше место в мире? Каковы нашим обязанности? Как нам строить наши отношения с миром и ближними? Нам дают разные ответы. И мы принимаем эти ответы на веру — мы полагаемся на слова других людей.

 

Это особенно бросается в глаза, когда речь идет об идеологиях — Кто мы? Пролетарии! Каков наш долг? Сражаться и трудиться ради Светлого Коммунистического Будущего! Какова наша надежда? Что оно, когда-нибудь, наступит, жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне ни тебе... Или другое — Кто мы? Арийцы! Каков наш долг? Сражаться и трудиться ради тысячелетнего Рейха! — и так далее. Бывают и более безобидные варианты — Кто мы? Потребители! Каков наш долг? Зарабатывать деньги и приобретать товары и услуги! В чем наша надежда? Купить новую вещь!

 

То или иное послание, принятое с верой, определяет жизнь человека — то, ради чего он трудится, сражается, тратит время и силы. Страшно, когда люди верят чему-то, что не является истиной, когда они следуют за ложными учениями и ложными лидерами. Христианская вера есть вера Истине — как говорит о Себе Христос, «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6).

 

Именно Христос определяет, кто мы такие, что нам делать и на что надеяться. Верить — значит строить свою жизнь на основании Его слова. Христос — и только Он — определяет наше место в мироздании. Ответы на все вопросы о нашей жизни мы узнаем из слова Божия.

 

Мы те, кем нас называет Христос, наш долг — исполнять Его волю, наша надежда — войти в Его радость.

 

Вера принимает слово Божие, так сказать, «на себя», как относящееся к себе лично. Обетования (т. е. обещания) и повеления Господа верующий рассматривает не просто как истинные, но как истинные по отношению к нему лично.

 

Рассмотрим, например, слова Апостола: «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1:12-14).

 

Кто эти «мы» по отношению которым Бог совершил все эти благодеяния? Вхожу ли лично я в их число? Вера говорит — да, это слово обращено и ко мне тоже, оно определяет и мое место в мире, мою надежду и мои обязательства. Как далее говорит Апостол, «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12-13).

 

Кто эти избранные Божии? Кому повелено облекаться во все эти добродетели? К кому здесь ведет речь Апостол? К каким-то другим людям или ко мне тоже? Вера принимает — это относится и ко мне. Бог сопричислил и меня к Своей Церкви через Крещение и утверждает эту принадлежность через причастие Святых Христовых Тайн. Все те поразительные, в трепет повергающие вещи, которые Писание обещает верующим, обещаны и мне; обязательства, связанные с этим новым статусом, возложены и на меня.

 

Святой Апостол Павел объясняет, что такое спасительная вера, на примере Авраама. Авраам — одна из величайших фигур Ветхого Завета, «Отец Веры», почитаемый Иудеями, Христианами и Мусульманами, получил от Бога обещание, что его потомство будет многочисленным, как морской песок, и как звезды небесные. Время шло, Авраам и его супруга, Сарра, постарели, и всякая естественная надежда иметь детей для них прошла. Но Авраам сохранял надежду сверхъестественную — Бог исполнит Свое слово, каким бы невозможным это ни казалось. Как пишет Апостол, «И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:19-25).

 

Бог силен исполнить обещанное; он исполнил то, что Он обещал Аврааму; Он исполнит то, что обещает верующим в Иисуса Христа. А обещает Он прощение грехов и жизнь вечную всем, кто возлагает свою надежду на Иисуса Христа, например, «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

 

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Иоан. 6:47).

 

Вера принимает эти слова Писания как истину, причем истину по отношению к себе лично. Мы принадлежим к Царству возлюбленного Сына Божия; вся наша жизнь должна определяться этим. Главное препятствие к этой вере — грех, глубокая враждебность и недоверие к Богу, к которому склонен падший человек.

 

Представьте себе беспризорника, нищего и вора, которого усыновил Царь и сделал наследным принцем — это благодеяние, которого он не заслуживал и заслужить не мог. Никакие его труды и усилия не могли бы сделать его принцем. Но теперь, как новоиспеченному принцу, ему предстоят немалые труды и усилия, чтобы оставить в прошлом все привычки бродяги и вора, и научиться вести себя, как надлежит царскому сыну.

 

Беспризорнику будет трудно освоиться со своим новым положением — прежде всего, ему будет трудно принять его. Он привык жить в мире, к все друг друга обманывают и эксплуатируют; где ему могут причинить зло без всякой причины, а вот бескорыстного добра ожидать ни от кого не стоит. Он будет испытывать мучительные подозрения — зачем меня ввели во дворец? С чего вдруг Царь и царедворцы такие добрые? Наверное, они решили разобрать меня на органы... или просто обнадежить, а потом выгнать, посмеявшись над моим легковерием... или еще что-нибудь жуткое...

 

С другой стороны, его будут страшно раздражать требования, которые теперь предъявляются к нему, как к принцу — как это руки мыть? Никогда не мыл, и вот на тебе! Как это не ругаться? А для связки слов? Как это не кидаться в придворных дам грязью? Прикольно же!

 

Кажется, что вера — это что-то простое; Христос нас искупил, нам надо только сдаться на Его милость и прийти на Его пир. Но как только мы пытаемся — в нас открываются бездны недоверия и противления, и мы предпочитаем сидеть в грязи в своей хижине из картонных коробок, пока нас настойчиво зовут во дворец. Хуже того, мы порываемся сбежать из дворца при первой возможности.

 

И вот Святой Дух созидает в нас веру. Он меняет наше сердце изнутри и делает нас способными доверять нашему Небесному Отцу. Как говорит Апостол, «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:15-16).

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1265 раз
Сергей Худиев

Современный православный апологет и проповедник. Прихожанин московского храма Косьмы и Дамиана в Шубине.

Купить