Воскресенье, 09 Март 2014 06:55

Беседа на Иоанна 1:43-51. Первое воскресенье Великого Поста Избранное

Автор 

Одна из главных болезней нашего времени – духовная всеядность. К сожалению, все больше людей, в том числе – и вполне церковных, совершенно некритично воспринимает любую подаваемую им информацию.

Евангельский отрывок, который читается в первое воскресенье Великого поста, рассказывает, казалось бы, самую обыденную историю. Иисус Христос выходит на общественное служение, на проповедь, и собирает вокруг Себя группу последователей-апостолов. Он не агитирует, не покупает и не вербует – Он просто свидетельствует об Истине. А уже пойти за Ним или нет – каждый решает по-своему. Кто-то идет, кто-то остается безучастным. Вроде бы ничего необычного. Но есть один очень интересный момент.

 

Когда молва о Спасителе доходит до Нафанаила, – рядового жителя иудейского городка Вифсаида, – тот сначала ставит под сомнение достоинство Христа и желает лично с Ним познакомиться. Но даже когда эта встреча все-таки происходит, то Господь не укоряет недоверчивого мужчину, а, наоборот, хвалит его: «Вот, воистину израильтянин, ибо нет в нем лести». И вдобавок обещает, что будущий апостол сподобится видеть Божью славу и стать наследником грядущего Царства Небесного.


Наверное, отрывок об обращении Нафанаила неслучайно читается именно в воскресенье Торжества Православия – в тот праздник, когда Церковь отмечает победу над самыми опасными и самыми страшными заблуждениями в истории христианства. По большому счету, богословие Церкви – это стройная система, которая основана не просто на некоем опыте или на конкретных философских постулатах. Православие – это вера выверенная и выстраданная. Вера, которая сначала прошла некую рецепцию и сверку с духом Евангелия и лишь затем утвердилась святыми отцами. И именно такую веру проявил Нафанаил при знакомстве со Христом.


Одна из главных болезней нашего времени – духовная всеядность. К сожалению, все больше людей, в том числе – и вполне церковных, совершенно некритично воспринимает любую подаваемую им информацию. В голове среднестатистического обывателя религиозные знания могут легко уживаться с оккультизмом, мистицизмом, эзотерикой. Человек, годами посещающий храм, может без тени сомнения обращаться к различным гадалкам и знахарям, участвовать в каких-нибудь спиритических сеансах. И, что совсем уже дико с точки зрения богословия, в одном приходе могут наряду с хорошими светлыми книгами распространять сомнительную литературу о «конце света», псевдочудесах и псевдостарцах.


Во всей описываемой ситуации самое страшное то, что сторонники такой всеядности руководствуются мнением, будто вера – это слепое доверие всему, что тебе говорят авторитетные люди. Что вера – даже не доверие, а некое покорное принятие всего, что в той или иной мере связано с именем Христа, Богородицы и святых. И что всякое сомнение – даже базирующееся на критическом подходе к вещам – является греховным. Однако Господь говорит нам совершенно иные слова: «Блаженны трезвые духом!».


Именно так можно перевести на современный язык ту фразу, которую Христос произнес в адрес апостола Нафанаила. Этот человек вполне резонно усомнился, когда ему сказали о бродячем Учителе. Ведь до этого было немало проповедников, обещавших скорый приход эры благоденствия и объявлявших себя чуть ли не богами. Но все они либо были пойманы властями, либо ушли сами, захватив с собою кругленькую сумму, собранную с доверчивых слушателей. Нафанаил отнесся ко Христу со скепсисом, однако полностью изменил свое мнение, когда Господь намекнул ему на то, о чем знал только Он Сам. И похвалил осторожность и трезвомыслие «настоящего израильтянина».


Церковь нас тоже призывает быть настоящими израильтянами – гражданами Израиля духовного, причастниками вечных обетований Божьих. Призывает фильтровать все, что мы слышим и видим, и соизмерять увиденное и услышанное с Евангелием и наследием святых отцов. Тех самых святых, которые утвердили Православие и которые в основу своей жизни положили одну из важнейших христианских добродетелей – трезвость ума.

 

Prizvaniye apostola Nafanaila

Фрагмент страницы из Четвероевангелия царя Иоанна Александра, Болгария, 1356 г.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4248 раз Последнее изменение Суббота, 15 Март 2014 22:37

Купить