Суббота, 19 Апрель 2014 17:29

Беседа на Иоанна 1:1-17. Воскресение Христово. Пасха Избранное

Автор 

Евангельское чтение на Пасху уникально во всех отношениях. Он открывает собой годовой богослужебный цикл, а читается лицом к народу, и притом — на разных языках мира.

Но самое главное — первые стихи Иоаннова Писания словно нарушают привычный принцип составления праздничных отрывков. Вместо того чтобы рассказать верующим о событии Воскресения Христа, Церковь предлагает верующим очень глубокий текст с большим количеством смыслов и символов.

 

На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Повествование о том, что в начале было Слово, говорит нам не об абстрактных литературных вопросах, а о самой настоящей реальности — реальности Бога. Евангелие о Логосе, о Предвечном Слове — это Евангелие о Сыне. Это свидетельство того, что мы для Бога являемся самым ценным, что у Него есть. И ради этого ценного Он делает все возможное.

 

С одной стороны, христианство ни в коей мере не отрицает того, что Бог и человек находятся по разные стороны бытия, что Бог — это Творец, а человек — всего лишь тварь, ограниченная рамками пространства и времени. Но, с другой стороны, Евангелие настаивает, что та пропасть, которая действительно существует между Творцом и тварью, — преодолима, и что человек может реально участвовать в божественном бытии, оставаясь при этом личностью и не растворяясь всецело во всепоглощающих пучинах Божества. Говоря иными словами, в христианстве человек призван, оставаясь самим собой и не теряя своей личностной уникальности, соединиться со своим Творцом и стать богом по благодати.

 

Именно для достижения этой наивысшей цели две тысячи лет назад в наш мир пришел Христос. О Его земной жизни, учении и чудесах повествуют четыре Евангелия, которые были составлены Его учениками. На первый взгляд проповедь их Учителя похожа на проповедь других философов и пророков. Но это только на первый взгляд.

 

Главное место в жизни верующего христианина занимает сам Христос, а Его учение и заповеди — это своего рода ориентиры, указывающие верную дорогу и помогающие проложить правильный маршрут, в конце которого стоит личность Божественного Учителя.

 

«Я — свет миру» (Ин. 8:12); «Я — путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6); «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 38), — эти и подобные им слова встречаются в Новом Завете чаще всего, причем, исходят они не только из уст самого Спасителя, но и от Его апостолов, которые всегда видели в своем Учителе больше, чем просто пророка или основателя новой религии. Они видели в Нем Сына Божьего и Бога, который пришел в этот мир спасти свое погибшее творение — человека. И вот уже две тысячи лет Церковь вслед за апостолом Петром на каждой Литургии повторяет слова, ставшие главными словами каждого христианина: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты — Христос, Сын Бога Живого».

 

По большому счету, христианин — это тот, для кого Христос является стержнем всей его жизни. Без этого главнейшего условия наша вера превращается в пустую формальность, наши богослужения — в красивые обряды, а наша мораль — в простую игру в бисер. Это очень жесткое и резкое утверждение, но это действительно так — без Христа христианство становится простой философией, которая может дать человеку все. Кроме одного. Без Христа спастись невозможно.

 

002

Николай Кошелев «Господь Вседержитель». Фрагмент. 1874 г. 

 

Первые строки Евангелия от Иоанна говорят нам о Христе. О Том, Кто в начале времен сотворил небо и землю и впоследствии воплотился от Девы Марии, чтобы спасти свое падшее создание. Для всей твари Личность Сына является ключевой, потому что именно Сын реализует замысел Отца. Посредством Сына и Духа Отец творит мир, и поэтому всю власть в этом мире Он вручает Сыну. Это и есть одна из главнейших причин того, почему именно Сын пришел на землю, принял крестную смерть на Голгофе нашего ради спасения и воскрес. Воистину воскрес!

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4343 раз Последнее изменение Воскресенье, 20 Апрель 2014 23:48

Купить