Суббота, 15 Февраль 2014 22:43

Беседа на Луки 15:11-32. Воскресенье о блудном сыне Избранное

Автор 

В притче о блудном сыне Христос раскрывает истину о том, что цель каждого человека – вернуться к своему Отцу, Который, невзирая на все наши измены, ошибки и прегрешения, по-прежнему ждет и так же неизменно любит нас.

Притча – многоплановая и порождает у читателя немало мыслей.

 

Прежде всего, Блудный сын – это иносказательный образ всего падшего человечества. В Эдеме до грехопадения наши прародители имели все мыслимые блага и могли лично общаться с Богом. Более того, у них была возможность духовного совершенства. То есть, «наследство» (говоря языком притчи) Адам и Ева имели огромное. Но поддавшись соблазнам сатаны, который пообещал им свободу, первые люди разорвали духовную связь со своим Творцом, и вместо свободы получили смерть. Практически вся история человечества – это попытка построить счастливую жизнь без Божьего участия, только лишь теми силами, которые имеет сам человек. Да вот только загвоздка в том, что любой талант не есть наш собственный – он Божий, а мы лишь пользуемся им, либо транжиря, либо употребляя во благо.


Но так не может продолжаться вечно – силы отпавшего от Бога человека ограничены. И вместе с попыткой создать безбожное общество на протяжении всего исторического бытия совершается другой процесс – поиск Бога как единственного Источника Жизни и подлинного её смысла. Так возникла религия. В ней человек пытался найти ответы на самые важные вопросы своего бытия. Найденные в различных религиях ответы большей частью оказывались неверными, но уже само наличие такого поиска говорит о том, что человек стремился Домой. И видя это, Господь выходит ему навстречу – в лице Сына Божьего, Который воплощается, принимает человеческую природу и создает все условия для спасения каждого.


А вот здесь прослеживается уже второй уровень восприятия притчи о блудном сыне – личностный. Она воспроизводит схему человеческого грехопадения и человеческого же покаяния, а самое главное – образ Бога и характер Его участия в этом процессе.


Для святых отцов Востока грех – это не столько нарушение Господних заповедей, сколько некая направленность нашей воли, которая вместо соподчиненности воле Божьей уклоняется от нее и тем самым впадает в противоестественное состояние. Человек думает, что творит себе добро и благо, но на самом деле совершает зло и еще больше уклоняется от Творца. В итоге грешник становится похож на евангельского блудного сына, который вместо сознательного приобретения новых жизненных навыков и умножения отцовского наследства попросту спускает его на ветер и в итоге остается ни с чем.


В принципе, человек может и не видеть своего падения, а греховная жизнь может казаться ему нормальной. Однако в случае духовного прозрения его дальнейшие действия только одни – рвать с темным прошлым и возвращаться Домой, к Отцу. Это и называется покаянием.


Но оно не может быть настоящим, если, возненавидев грех, мы не делаем ничего, чтобы избавиться от него. Только подражанием блудному сыну, который решительно пошел навстречу своему родителю, можно добиться того, что грех покинет сердце, уступив место исцеляющей благодати.


Как и отец из притчи, Бог, уважая нашу свободу, не задерживает нас, когда мы уходим от Него. Но точно так же Он всегда готов и принять нас обратно. Более того, Бог никогда не укоряет за прошлые ошибки и готов принять каждого в том виде, в каком человек приходит к Нему. Главное – сокрушение, главное – искренность и жгучее желание разорвать старые греховные путы... Остальное Господь сделает Сам – важно только вернуться и припасть к Его ногам, как это сделал блудный сын.


Вместе с тем, Христос в Своем рассказе не останавливается только на отношениях непутевого сына и отца. Третий главный герой – старший сын, который остался верен отцу, но возмутился его великодушием. В нем можно усмотреть образ тех, кто уже пришел к Богу и имеет некоторый опыт жизни в Церкви. Тут возникает уже другой, нежели у блудного сына, соблазн – возомнить себя праведнее других и скатиться в мелочный снобизм. Через образ старшего сына Спаситель остерегает нас от малейшего осуждения в адрес тех, кто пал, но нашел в себе силы с покаянием вернуться назад, к Отцу Небесному...


Притча о блудном сыне не зря предлагается Церковью в качестве одного из аккордов в прелюдии Великого поста. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей. И чем решительнее будут наши действия в этом русле, чем теснее мы свяжем самих себя и свое поведение с образом блудного сына, тем ближе мы окажемся к цели поста. Ведь она – отнюдь не в простом отказе от животной пищи или от различных развлечений. Подлинная цель поста – возвращение к Богу. Возвращение Домой, к тому самому небесному жилищу, которое все мы некогда покинули и по которому все мы в глубине души так сильно тоскуем, растворяя печаль надеждой – обрести его вновь...

 

Vozvrashenie bludnogo syna 6

Генрих Семирадский (1843–1902) «Притча о блудном сыне»

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 5026 раз Последнее изменение Суббота, 15 Февраль 2014 22:51

Купить