Суббота, 18 Январь 2014 10:00

Беседа на Марка 1:1-8. Воскресенье перед Богоявлением Избранное

Автор 

Согласно церковному Уставу, если праздник Богоявления припадает на будний день, то за воскресной Литургией перед ним читается Мк. 1:1-8. 

Но в этом году Крещение совпало с воскресеньем, и воскресное чтение полностью заменяется праздничным отрывком. 

 

Его мы разберем завтра, а сейчас хотим все-таки остановится на тех стихах, которые были опущены в этом году. Они говорят нам о служении Иоанна Крестителя и отвечают на вопрос: что я должен сделать, чтобы прийти ко Христу?

 

 

Евангелист Марк называет Иоанна Ангелом Господним и Вопиющим в пустыни. Формально эти эпитеты очень логичны: с самого детства Иоанн жил в суровых условиях Иудейской пустыни и был посланником, вестником и предтечей Спасителя, а слово «Ангел» так и переводится с греческого — «Посланец». И все же здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

 

Человек, внимательно относящийся к своему внутреннему миру, хотя бы однажды сталкивался с ощущением пустоты вокруг себя, с жаждой чего-то светлого, подлинного, живого. И это неслучайно, потому что существование без Бога, который является единственным Источником Бытия в мире, действительно приводит к постепенному умиранию и увяданию. Особенно подобное состояние можно испытать в минуты падения, когда совершаешь поступок, резко противоречащий не только общественным нормам, но и твоей совести. Это состояние чаще всего сродни тем переживаниям, которые охватывают человека в пустыни — нет воды, нет укрытия от палящего зноя, нет даже того, кто помог бы выбраться из сложного положения. И только сам Бог способен протянуть человеку руку и вытащить его из беды.

 

Но приход к Христу, который, по мысли христианского богословия, и есть Тем самым Творцом, что сотворил всех существ мира и пришел на землю ради нашего спасения, требует от человека определенного настроя и выполнения ряда условий, главное из которых — исправление жизни, изменение ее вектора. Это и есть то, о чем говорит Иоанн Предтеча, вспоминая слова ветхозаветного пророка: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Выражаясь иначе, к Богу невозможно приблизиться через неправду — теми кривыми путями, которыми ходят люди всякий раз, когда совершают беззаконие. Только гладкие и нравственно прямые пути ведут нас к Тому, Кто избавит нас от той духовной пустыни, которую мы, по большому счету, сами вокруг себя создали.

 

И еще на один момент обращает внимание евангелист в этом отрывке, описывая личность Иоанна Предтечи. Дело в том, что этот человек нес очень непростой подвиг.

 

С одной стороны, в Израильском народе уже почти четыре века не было пророков, и они стали восприниматься людьми как нечто фантастическое. Поэтому выход Иоанна на проповедь был для многих огромным соблазном. Все понимали, что это пророк, но принять его слова, согласиться с правдивостью его доводов могли далеко не все.

 

С другой стороны, еще во времена Соломона (а это девять веков до Христа) в Израиле стала формироваться идея Мессии как земного правителя. И одна из целей Иоанна Предтечи состояла в том, чтобы показать, что Мессия — совсем не тот, кого ожидает народ и политическая элита. Иоанн явно говорил, как представитель грядущего Христа. И если сам он представлялся обществу как грозный обличитель, не связанный никакими условностями, и не обладающий никаким общественным статусом, то это значило, что и Мессия тоже не будет политиком.

 

Более того, образ Крестителя, который крупными мазками выписан евангелистом, — в какой-то мере служит образцом для всех без исключения верующих. И все мы призваны равняться на идеал, явленный Иоанном. Ведь судьба Крестителя повторяет судьбу самого Господа: путь вверх, но — путь через крест. Потом этой же дорогой прошли многие и многие христиане — апостолы, мученики, монахи, юродивые, праведники. Все они в той или иной мере подражали Спасителю. Но в наиболее полной мере это сделал Иоанн.

 

А мы можем лишь восхищаться житием этого человека, сына пустыни и пламенного ревнителя славы Божьей, и молить его о помощи, чтобы и нам стать наследниками этой вечной славы.

 

sv.Ioann Krestitel 2

Византийская икона «Ангел пустыни», о. Корфу. Фрагмент.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 4232 раз Последнее изменение Суббота, 18 Январь 2014 21:30

Купить