Воскресенье, 23 Март 2014 00:00

Беседа на Марка 8:34 - 9:1. Третье воскресенье Великого поста Избранное

Автор 

В сегодняшнем евангельском отрывке Спаситель предлагает ученикам (а значит – всем нам) взять свой крест и следовать за Ним.

Но в христианской традиции понятие креста очень многогранно, и поэтому размышления на эту тему порождает множество вопросов.

 

Прежде всего, что такое крест? Согласно единодушному мнению святых отцов, это не что иное, как тот путь, который начертан нам Богом. Конечно, он не является безальтернативным. В отличие от, например, индуизма, христианство провозглашает принцип свободы и говорит о том, что человек волен сам выбирать себе тропу жизни. Но все-таки, кроме нашего собственного видения судьбы, существует еще и Божье видение. А оно может сильно отличаться от человеческих планов. Именно этот Божественный замысел о каждом из людей и является тем самым крестом, на несении которого так много внимания акцентирует Христос.

 

Крест разным может быть – легким и тяжелым, приятным и противным, сладостным и горьким. Но вне зависимости от этого донести его, не утерять, не упустить и не отречься от него – цель каждого православного человека. Иначе, по слову самого Господа, наше христианское достоинство будет близко к нулю. Называть себя последователем Иисуса и при этом не стараться с честью нести свой крест – вещи несовместимые. Только с крестом человек делается воином Христа и сыном Божьим. И здесь возникает второй вопрос: а почему так?

 

Ответ на эту, действительно, непростую дилемму дал в VII веке преподобный Максим Исповедник в своем учении о Логосе и логосах. Божественный замысел Творца о своем творении – это не только некий план, но еще и данный каждому человеку набор качеств, необходимых для его реализации. Причем наборы эти – уникальны и неповторимы, и сколько людей – столько у Бога и логосов, маленьких «программ действия» всякого живого личностного существа на земле. Эти «программы» ни в коей мере не отменяют принципов свободы, однако, только следуя им, человек развивает себя полностью, раскрывает себя как личность и максимально реализует себя как Божье создание. Говоря иными словами, крест – это тот «пакет действий», который помогает наиболее оптимальным образом достичь главной цели нашего бытия. А она – в Боге.

 

Отрывок третьего воскресенья Великого поста говорит о том, что христианин призван доверять своему Творцу. Взять свой крест и следовать за Ним означает вручить себя в Его руки, максимально возможно используя данные человеку силы для преображения окружающего мира. При этом крестом может стать не только боль, печаль, бедность или еще какое-либо страдание. Здоровье, деньги, власть – тоже являются самым настоящим бременем, которое мы призваны донести, употребив все свои возможности во благо и уподобившись Господу.


А еще Спаситель предупреждает, что принятие креста – это путь отречения от мира. На первый взгляд не совсем понятно, почему в Евангелии проводится такая жесткая грань. Но на самом деле все просто – все те мирские ценности, ради которых человек отрекается от своего креста, являются ничем иным как миражом. Их можно сравнить с таблетками-заменителями, которые способны приглушить голод и создать временные вкусовые ощущения, но реального насыщения и силы они не дают.


Беря в руки крест и направляясь вслед за Иисусом, человек получает полноту жизни, ее осознанность, завершенность. Но, самое главное, через крест мы получаем Бога, Который входит в нашу жизнь и Который сам является Жизнью. И, наоборот, отречься от креста – значит порвать с этим Источником, связать себя с призрачными ценностями, которые ведут к погибели. Нести или отречься, жить или вечно умирать – вот какую главную дилемму ставит перед всеми нами Христос. И третьего – не дано.

 

Krestopollonnaya 5

Икона «Снятие со креста», часть диптиха. Константинополь, XIV в.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 3968 раз Последнее изменение Воскресенье, 23 Март 2014 00:19

Купить