Воскресенье, 30 Март 2014 00:00

Беседа на Марка 9:17-31. Четвертое воскресенье Великого поста Избранное

Автор 

Сегодняшнее евангельское повествование говорит нам о том, что пост и молитва необходимы всем нам! Потому что все мы в той или иной мере одержимы. 

Кто – страстями, кто – навязчивыми идеями и фобиями, кто – вредными привычками и привязанностями.

 

В четвертом воскресном великопостном Евангелии апостол Марк рассказывает о чуде, которое совершилось сразу после событий Преображения Господня. Когда Христос вместе с учениками сошел с горы (по преданию, это был Фавор), к Нему подошла группа людей и подвела бесноватого юношу. Парень с детства был одержим, и никакие средства не помогали изгнать из него злого духа. Не справились с ним и апостолы, хотя и они пытались до этого исцелить молодого человека. И тогда уже Христос лично коснулся несчастного и избавил его от тяжелого недуга.

 

Во всей описываемой истории привлекают к себе внимание два момента. Прежде всего – это фраза отца юноши, которого Господь прямо спрашивает, верит ли он в то, что его сын станет здоровым. Ответом на вопрос Христа стали знаменитые слова: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». И второй момент – это ответ на вопрос апостолов о том, почему они так и не смогли излечить одержимого парня. Недоумения учеников Спаситель развеял другим не менее известным выражением: «Род сей изгоняется только молитвой и постом».


Отрывок Евангелия от Марка говорит нам сразу о нескольких вещах. Во-первых – о вере. Именно она является условием совершения любого дела, и именно ее нехватка сказывается на всей нашей жизни. И действительно, если отвлечься от сложных образов Священного Писания и обратиться к обычной жизни, то станет ясно, что слишком многое человек принимает на веру. Он верит в то, что земля под ним не провалится, и следующий шаг будет твердым. Он верит своим органам чувств, не сомневаясь в видимом, слышимом и осязаемом. Да и вся система социальных, родственных, профессиональных и прочих связей строится, по большому счету, на доверии. А разного рода договоры и гарантии – не более чем выражение этого взаимного доверительного расположения. Мы все живем верой.


Но если она так необходима в повседневности, то тем более важна и в духовной сфере, где вопросы веры носят самый серьезный характер. Однако вся проблема в том, что в быту вера привычна, ее не замечаешь, списывая все на другие факторы. А вот в экстремальных условиях – болезни, скорбях, испытаниях – происходит проверка человека на внутреннюю прочность. И довольно часто оказывается, что в действительности не готовы мы к трудностям, а вера наша – весьма слаба и расшатана. Особенно это ощущается в дни Великого поста, которые Церковь установила именно для такой своеобразной тренировки души, дабы мы поняли на собственном опыте, насколько сильна наша вера, и обратились за помощью к Христу, если обнаружим, что она слаба.


Во-вторых, сегодняшнее евангельское повествование говорит нам о важности молитвы и поста. Не стоит полагать, что эти две вещи необходимы только тем людям, которые одержимы злыми духами. Пост и молитва необходимы всем нам! Потому что все мы в той или иной мере одержимы. Кто – страстями, кто – навязчивыми идеями и фобиями, кто – вредными привычками и привязанностями. Одержимость – это любая форма нарушения той изначальной гармонии, которая заложена в нас Богом и которая нарушена грехом. На первый взгляд слова Спасителя кажутся странными, но при вдумчивом подходе станет ясно, что только аскетическими трудами можно вытравить из души оккупировавшие ее страсти. Молитва помогает всегда держать под контролем мысли и чувства, а пост, который ограничивает человека в излишествах, не дает душе расслабиться и мобилизует все ее силы на борьбу с грехом.


Но есть и третья деталь. Исцеление бесноватого юноши апостол Марк хронологически относит ко времени сразу после Преображения. Древние толкователи видели в этом знак. По их мнению, евангелист хотел подчеркнуть мысль, что окончательно победить грех можно только после внутреннего очищения и преображения. И опыт сотен тысяч монахов подтверждает эту истину – мало просто ходить в храм, мало называть себя христианином, мало даже и участвовать в церковных Таинствах, но при этом не предпринимать никаких активных действий. Только активно творя добро и борясь со страстями, можно очиститься от них и с Божьей помощью преобразить свою душу. А через преображение себя – и весь мир освободить от того зла, которым в той или иной мере одержимы все мы.

 

sv.Antoniy Velikiy

Микеланджело Буонарроти «Мучения святого Антония», 1487–1489.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4105 раз Последнее изменение Воскресенье, 30 Март 2014 14:59

Купить