Воскресенье, 05 Январь 2014 09:00

Беседа на Матфея 1:1-25. Воскресенье перед Рождеством Христовым Избранное

Автор 

У человека, который слабо знаком с церковными традициями, во время чтения Священного Писания возникает множество вопросов.

Особенно это касается той ситуации, когда перед ним разворачивается евангельский рассказ, составленный четырьмя апостолами — учениками Христа. Даже само начало новозаветного текста — первые строки Евангелия от Матфея — вызывает целый ряд недоумений, главное из которых состоит в следующем: зачем древнему повествователю понадобилось начинать свой труд с перечисления малоизвестных и непонятных имен? Так ли уж это важно — знать, что «Авраам родил Исаака...»?

 

Прежде всего, нужно заметить, что в еврейской культуре, неотъемлемой частью которой был и Христос, родословие занимало очень важное место. Оно давало каждому иудею право считаться наследником Авраама, а значит — и древних Божьих обетований, данных некогда Творцом этому человеку и его последующим потомкам. Но есть и другая истина, которую хотел донести древний автор своим читателям в данном отрывке.


Родословие Спасителя представляет собою список поколений, разделенный на три группы. Если внимательно вчитаться в эти строки, то станет понятно, что перед нами — ретроспектива трех основных форм человеческого общества.


От Авраама до Давида еврейский народ жил родоплеменным строем, когда глава общины был одновременно и жрецом, и судьей, и законодателем. Правда, со времен Моисея функции священников взяли на себя представители Левиного колена, но суть социальной системы оставалась все той же — до эпохи царей иудеи находились на первобытной ступени политического развития.


Со времени помазания первого правителя и вплоть до вавилонского плена — от Давида до Иехонии — Израиль был монархией, в рамках которой вся власть сосредотачивалась в руках одного человека, причем — власть абсолютная и всецелая.


После вавилонского плена монархия не восстанавливалась в былом величии, и даже цари из династии Хасмонеев на пике своей славы не смогли вернуть даже малую часть величия Давида или Соломона. По сути, третий период, о котором говорит родословие Спасителя, — от Иехонии до Богородицы, — был сродни современным демократическим режимам. В Иудее были правитель (президент), Синедрион (парламент и Конституционный суд), храмовая стража (спецслужбы), мытари (налоговая инспекция). Практически все точно так же, как и в наше время.


Но, перечисляя все эти общественно-политические режимы и их наиболее ярких представителей, Евангелист проводит одну мысль: при любом строе — будь это демократия, монархи или патриархат — человечество не способно самостоятельно спасти себя от греха и смерти. Люди одинаково болеют, умирают, ошибаются и совершают самые страшные преступления и при вождях, и при царях, и при президентах. И никакое, даже наиболее идеально сконструированное государство не способно избавить детей Адама и Евы от зла, которое поселилось в их сердцах после грехопадения. Исправить страшные последствия эдемской катастрофы может только сам Бог. Он-то и приходит на Землю, становится человеком Иисусом и в самом себе изменяет нашу природу. А также делает так, чтобы каждый человек, верующий в Него, мог стать причастником этих благих изменений, этого преображенного состояния.


Новейшую историю человечества часто называют эпохой революций — ни один год не обходился без того, чтобы в той или иной точке земного шара не произошел бунт или захват власти во имя светлых идеалов свободы, равенства и братства. Но мало кто при этом понимает, что по-настоящему эти ценности достижимы только во Христе, который как раз и пришел, чтоб даровать нам эти самые свободу, равенство и братство. Только не ценой переворотов и войн, а абсолютно даром. Нужно только одно — уверовать в Него и стать искренним чадом Святой Матери Церкви.

 

rodoslovie 1

Икона «Рождество с родовым древом Иисуса Христа».
Украина, XVIII век
 
Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4225 раз Последнее изменение Воскресенье, 05 Январь 2014 13:14

Купить