Воскресенье, 12 Январь 2014 11:03

Беседа на Матфея 2:13-23. Воскресенье после Рождества Христова Избранное

Автор 

Второе евангельское чтение года — это отрывок, который предлагается верующим на воскресном богослужении после Рождества Христова.

Он довольно короткий, всего одиннадцать стихов, но при всем притом является одним из самых трудных для понимания. В нем идет речь о гневе царя Ирода, обманутого волхвами, о бегстве Святого Семейства в Египет, об избиении младенцев в Вифлееме, о смерти жестокого правителя и о возвращении Христа вместе с родителями обратно в Палестину. С каждым из этих эпизодов связаны свои вопросы и недоумения, но, пожалуй, никакой другой момент не волновал читателя так, как описание гибели неповинных детей.

 

Сколько было убито младенцев от меча иродовых солдат — мы не знаем. Разные источники называют разное количество, указывая и 14, и 64, и 144 тысячи. Последняя цифра сразу может рассматриваться как нереальная и символическая, да и остальные две тоже ставятся современными исследователями под сомнение. Во времена Христа Вифлеем и его окрестности едва насчитывали несколько тысяч жителей. Даже если учесть высокую рождаемость, то все равно вряд ли реальное число погубленных малышей превышало сотню. Скорее всего, речь может идти лишь о нескольких десятках жизней, но отнюдь не о том множестве, которое приводится в апокрифах.


И все же. Даже эти 20-30 малышей никоим образом смерти не заслуживали, и невольно напрашивается вопрос: почему Бог их не спас? Уже девятнадцать веков Церковь пытается разрешить это недоумение, и, наверное, самым честным ответом будет мудрая фраза: «не знаю!». Она не является попыткой закрыть глаза или уйти от «неудобной» темы. Мы действительно мало знаем о Промысле Божьем и о конечной задаче каждого из нас. Однако вместе с тем христианству очень четко ясна цель — единственная цель бытия не только человека, но и всего мира. Она выражается в одном слове — Бог.


На вопрос о судьбе маленьких жителей Вифлеема через пару столетий после евангельских событий собственным примером ответили сотни матерей-христианок, которые сознательно шли на казнь за Христа. Притом шли вместе со своими детьми. Этим женщинам была очевидна иная реальность — совершенно отличная от той, которую видели их сытые и самодовольные соотечественники. Умирая на аренах цирков, мученики шли на Небо, и «разменивали» временные земные годы на Вечность, которая несоизмеримо величественнее, чем даже самая продолжительная жизнь на земле.


Именно эта духовная интуиция и побудила в свое время святых отцов назвать младенцев из Вифлеема мучениками. Да, конечно, их смерть не была добровольной, и внешне эта драма выглядит поражением. Но на самом деле гибель малышей стала подражанием тому пути, который впоследствии будет пройден самим Спасителем и повторен миллионами христиан во все времена бытия Церкви. Дети Вифлеема явили истину о том, что путь на Небо лежит исключительно через соумирание Христу и совоскресение с Ним. Причем совсем необязательно эта смерть должна быть телесной — опытом умирания может быть и простое безропотное несение своего личного Креста, преодоление жизненных трудностей и достойное принятие скорбей.


И если верующий действительно идет этим путем, то он становится в один ряд с теми десятками мальчиков и девочек, которые внешне пусть и умерли, но в божественной перспективе получили бесценное сокровище — Вечность.

 

Rubens Izboenie mladencev

Петер Пауль Рубенс «Избиение младенцев», 1609-10 гг.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(1 Голосовать)
Прочитано 4520 раз Последнее изменение Воскресенье, 12 Январь 2014 11:08

Купить