Воскресенье, 02 Март 2014 00:00

Беседа на Матфея 6:14-21. Прощеное воскресенье Избранное

Автор 

В сегодняшнем евангельском отрывке Спаситель ставит человека перед очень жестким выбором: «либо прощать, либо погибнуть». Но почему так?

Прежде всего, потому, что Бог есть Любовь. Не просто Любящая Личность, а сама Любовь. И для Него всякое сотворенное Им существо имеет неоспоримую ценность. А это значит, что Господь всегда готов прощать. Это значит, что Его Любовь поистине огромна, и что Он в равной мере любит и грешника, и праведника. И только лишь потому, что они – Его творение.

 

Однажды преподобный Иоанн Лествичник сказал, что падший человек подобен собаке, которая лижет пилу, и, пьянея от собственной крови, не замечает вреда, которого она себе причиняет. Это, конечно же, образ, но образ, очень тонко передающий трагичность нашего состояния и огромную поврежденность нашей природы.


Бог это прекрасно понимает, и поэтому прощает человека. Прощает, во-первых, потому, что грех не является частью человека, а, во-вторых, потому, что человек совершает грех по причине своего жуткого болезненного состояния, в которое он некогда скатился. Естественно, что Господь совершеннее нас, и нам трудно до конца сделать так, как это делает Он. Но все-таки это возможно, и первым шагом на пути прощения должно стать четкое разделение человека и его поступков.


Однако прощать трудно. Куда легче заняться физическим трудом или совершить геройский поступок. Причиной этому – наша гордыня, которая, по классификации святых отцов, является самым главным грехом и служит источником остальных человеческих пороков. Как правило, наши обидчики не просто делают нам больно или причиняют нам вред. Любая обида в конечном итоге задевают нашу гордыню, и именно она не дает человеку ни простить, ни попросить прощение.


Чаще всего обижаются те, кто высокого о себе мнения. На самом деле этих людей очень жаль, поскольку они духовно слепы и бедны. Ведь обидчивый человек, если он не имеет опыта прощения (или этот опыт очень скудный), не видит ничего вокруг, кроме себя самого и своих интересов. Он строит вокруг себя своеобразную скорлупу, в которой ему уютно.


Но эта самая скорлупа заслоняет собой и Бога. Поэтому, учась прощать других, мы учимся понимать, учимся быть открытее к людям и терпимее к их недостаткам. А это значит, что и та скорлупа, которая заслоняет нам небо, постепенно разрушается, и человек получает возможность по-другому строить свои отношения с Творцом. Ведь только чистые сердцем и смиренные люди могут по-настоящему видеть Его.


Но помимо усмирения нашего самолюбия и постепенного принятия других людей со всеми их недостатками, умение прощать дает человеку еще один бесценный дар – дар мира в душе. И это понятно, потому что подлинное прощение обидчика наступает тогда, когда причиненные им обиды не вызывают у нас никакого душевного смятения или злости. Говоря иначе, прощение полностью выводит из души тот мутный и ядовитый осадок, который остается там после любой конфликтной ситуации. Особенно важно об этом помнить, если принять во внимание тот факт, что все привычки и душевные переживания человека оставляют отпечаток в его душе навсегда.


Добро оставляет очень положительный отпечаток, и в этом благом состоянии душа переступает порог Вечности. Но если человек был злым? Если он всегда таил в своем сердце обиду? Если любая мелочь вызывала у него приступ раздражения и гнева? Все это оставляет крайне негативный отпечаток в его душе, и в таком злом состоянии человек уходит в мир иной.


Именно поэтому так важно научится прощать. Неумение прощать делает человека грубым, злым и неспособным принять то спасение, которое нам посылает Милосердный Господь. В конечном итоге обидчивость влияет и на наши отношения с Богом, ведь человек может адресовать свои претензии не к отдельным людям, а к самому Господу, который начинает восприниматься как виновник всех бед и несчастий. А ропот и обиды на Бога делают наше спасение еще более трудным, поскольку суть спасения заключается в том, чтобы восстановить разорванные связи между Творцом и творением. Но как эта связь может быть восстановлена, если человек не хочет принимать протянутую Богом руку?..


Понимая все это, Церковь всегда настаивала на необходимости примирения и прощения. Жития многих святых показывают нам пример того, как должен вести себя христианин в минуты оскорблений, издевательств и поруганий. А жизненный опыт показывает, что только прощение по-настоящему очищает душу. И с каждым таким очищением Бог становится для нас все ближе и ближе. Ведь прощение во всех его проявлениях является неотъемлемой частью покаяния. А без покаяния спасение невозможно.

 

Polenov Hristos i greshnitsa

Василий Поленов «Христос и грешница», 1888

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Оцените материал
(0 голосов)
Прочитано 3787 раз Последнее изменение Суббота, 15 Март 2014 22:36

Купить