Четверг, 23 Октябрь 2014 18:49

Преподобный Амвросий Оптинский. Афоризмы

Автор 

10 июля — день перенесения мощей преподобного Амвросия Оптинского. Предлагаем вниманию читателям изречения этого великого подвижника II половины XIX века.

ИСТИНА, ВЕРА, НЕВЕРИЕ

 

Истина одна, но люди приближаются к ней разным образом, как показывают девять Евангельских блаженств.

 

Причина неверия — любовь к земной славе, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете (Ин. 5:44). 

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И СПАСЕНИЕ


...дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварить первое.

 

Надобно... направляться к душеполезному исходу из затруднительного положения, а не просто действовать так, как представляются нам вещи.

 

...без мысленной борьбы, и без недоумений и недоразумений ни в каком месте пробыть нельзя... на земле, по слову преподобного Петра Дамаскина, спасение совершается между страхом и надеждой.

 

Дело же спасения совершается очень просто, как говорит апостол (Рим. 12:14): Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа. И паки: Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2).

 

ЛЮБОВЬ И МИЛОСТЬ

 

Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение...

 

...постараемся положить твердое начало — не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думать дурно и подозрительно.

 

Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству ( см. 1 Ин. 3:15).

 

...начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона.

 

Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви.

 

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению.

 

Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира с ближним...

 

...всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится.

 

ОСУЖДЕНИЕ И ОБИДЫ БЛИЖНИХ. ГОРДЫНЯ И СМИРЕНИЕ


Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего.

 

...из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта — не судить и не осуждать...

 

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих.

 

Сказано: Царствие Божие внутрь нас. Мы же, оставляя искание его внутри себя, вращаемся вовне, занимаясь разбором чужих дел и недостатков.

 

...бойся осуждать и ревновать не по разуму.

 

Что тебя понуждает идти к безчинствующим и, стоя на коленях, упрашивать их и увещавать к благочинию, как не дым, разъедающий и раздражающий твои душевные очи.

 

Каждому из нас более должно заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по слову апостола, каждый из нас сам о себе воздаст слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами.

 

У всякого свой взгляд, и всякий устраивает на свой лад, а на разладе играют только на последнем инструменте, и люди самые обыкновенные.

 

Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом.

 

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попущаемые Промыслом Божиим к нашему смирению.

 

prp Amvrosiy Optinskiy 

 

Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

 

...на всякое искушение победа — смирение с терпением.

 

...за ложным смирением следует смущение.

 

...кто сам захочет искать чести, тот будет получать одно только бесчестие, и с этим сопряженную скорбь.

 

От самолюбия гневливость, от самолюбия осуждение и порицание других, от него негодование и ропот и самооправдание и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие...

 

Помни всегда отеческое слово: «Келья высит, а люди искушают». Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

 

При смирении всякая вещь бывает на своем месте; ни к кому нет ревности и зависти — ни к здоровым, ни к предпочтенным, ни к обласканным; всем свое, а нам наше, при смирении, будет и полезно, и Богоугодно, и даже приятно, если вполне возчувствуем собственное сознание пред Богом и пред людьми.

 

ЗАВИСТЬ


Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах, не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает.

 

Зависть происходит от гордости и вместе от нерадения к исполнению должного.

 

Всего лучше, как сказано ранее, стараться истреблять зависть в самом начале, смиренной молитвой и смиренной исповедью и благоразумным молчанием.

 

ЛУКАВСТВО И ПРАВДА


...называй всякую вещь своим именем...

 

Мы же зело ожесточились уклонятися на шуюю сторону, под благовидными предлогами, работая тонкому чувству самолюбия и самооправдания.

 

...прежде всего старайся языку не давать воли, а потом и мысли. Сказано: язык — лепота неправды, сквернит все коло рождения нашего, то есть всю текущую жизнь.

 

Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства...

 

УНЫНИЕ И МИР ДУШЕВНЫЙ


...уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его.

 

...унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело...

 

...и самые безстрастные не могут не скорбеть, если не за себя, то за других. Мир душевный имей, а терпеть — терпи, и за себя и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

 

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: «Да воскреснет Бог», и поклон; «Богородице Дево» (три раза и за каждым разом поклон); «Достойно есть» — и поклон.

 

Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений...

 

prp Amvrosiy Optinskiy photo

 

ГРЕХ И ПОКАЯНИЕ


...нигде Господь не хочет неволей понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и через собственное произволение люди бывают или добры, или злы.

 

Неудивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.

 

ПОСТЫ И ПРАВИЛА


Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости.

 

Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься.

 

Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило; но: аще хощеши внити в живот — соблюди заповеди.

 

ДОБРО И ЗЛО


Зло всегда забегает вперед, но не одолевает...

 

СУДЬБЫ МИРА


Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят.

 

МУДРОСТЬ И ЗНАНИЯ


...теперь все сами многое знают, а только мало из нас таких, которые бы произволяли делом исполнять то, что знают.

 

...кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении.

 

БИОГРАФИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО


Преподобный Амвросий Оптинский родился в семье пономаря Михаила Фёдоровича Гренкова 21 или 23 ноября (6 декабря) 1812 г. в селе Большая Липовица (Тамбовской губернии). Мальчика назвали Александром. Он был 6-м ребенком в многодетной семье, рано оставшейся без отца. Воспитанием детей занималась мать, происходившая из семьи священника. Когда Александру исполнилось 12 лет, он поступил в Тамбовское духовное училище, затем в 1830—в Тамбовскую семинарию, где обучался до 1836 года. Среди наук, преподававшихся там было, в том числе, и 5 языков: греческий, еврейский, французский, татарский и славянский. Во время учебы в семинарии Александр тяжело заболел и дал обет принять монашество, если выздоровеет. Но потом забыл об этом решении. После семинарии он 3 года преподавал в Липецком духовном училище.


О своем обете Александр вспомнил, когда заболел снова. Обратившись за советом к старцу, он получил благословение ехать в Оптину пустынь, куда и прибыл 8 октября 1839 г., а 2 апреля 1840 года стал послушником. 29 ноября 1842 Александр принял постриг с именем Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского.


4 февраля 1843 он был рукоположён во иеродиакона, а 9 декабря 1845 – в сан иеромонаха. Но по слабому состоянию здоровья он почти не служил в храме, и был почислен за штат. Великую схиму он принял с тем же именем – Амвросий. После смерти преподобного Макария, помощником к которому он был назначен ранее, Амвросий принял на себя труд старчества в 1860 году.


В 1868 году Амвросий, заболев опасно в очередной раз, получил исцеление по молитвам пред чудотворной Калужской иконой Богоматери. 

 

В 1884 году по благословению старца Амвросия, данному им духовной дочери схимонахине Софии, в селе Шамордино (неподалеку от Оптиной пустыни) был основан женский монастырь.


10 (23) октября 1891 года Амвросий отошел ко Господу и был погребен в Оптиной пустыни. В июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых.

 

prp Amvrosiy Optinskiy photo 2

 

ФОМА

Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2131 раз

Купить