Суббота, 12 Май 2018 16:01

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Афоризмы

Автор 

13 мая — день памяти одного из самых известных святых — святителя Игнатия (Брянчанинова). Предлагаем подборку его изречений.

ФОМА

 

Спасение

 

...спасение заключается в возвращении общения с Богом.

 

Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9:13).

 

Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство

 

Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.


Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога.

 

Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия.

 

Все мимо идет — и хорошее, и худое, — а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит.

 

Отчего возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога...

 

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца.

 

От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут.

 

...над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог.

 

Зрение промысла Божия хранит, растит веру в Бога.

 

Христианин, смотрящий неуклонно на промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость.

 

Пред видением Божественного промысла не устаивают не только временные скорби, но и те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.

 

Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках своих. Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу.

 

Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска.

 

...Господь в прямом образе поведения — Помощник; а лукавый политик — помощник сам себе, — Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит.

 

Жизнь по Евангелию


Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью.

 

По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных... мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении Евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа.

 

Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе (1 Кор. 15:48). Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.

 

Престолом и покоем, так сказать, для Святого Духа служат смирение, любовь, кротость и, последовательно, все святые заповеди Христовы.

 

Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.

 

...евангельские блаженства суть духовные состояния, открывающиеся в христианине от исполнения евангельских заповедей; что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого...

 

Очищение совершает Святой Дух в человеке, выражающем жизнью произволение к очищению.

 

...исповедание Бога устами без исповедания деятельностию и сокровенною жизнию сердца при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством.

 

...заповеди должны быть душою и каждого христианина, и христианского общества.

 

Духовное рассуждение приобретается чтением Священного Писания, преимущественно же Нового Завета, и чтением святых Отцов, которых писания соответствуют роду жизни, проводимой христианином.

 

Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самих (Иак. 1: 22).

 

Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом через святое крещение, поддерживается жизнью по евангельским заповедям. Теряется пребывание в усыновлении отступлением от жительства по евангельским заповедям.

 

Для спасения необходимо, чтобы крещенный во Христа жительствовал по законодательству Христа.

 

...человеческое повреждение состоит в смешении добра со злом: исцеление состоит в постепенном удалении зла, когда начинает в нас действовать более добро.

 

Намерение


Что душа в теле, то цель и намерение во всяком человеческом занятии.

 

Человек... водится своим образом мыслей...

 

Мысль подобна рулю корабельному...

 

Ум — ... царь... в человеке.

 

Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью.

 

Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного.

 

...все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.

 

Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или многие, употребили его во зло.

 

Духовная брань


Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.

 

Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескаго помысла, могущаго на веки погубить душу.

 

 

Грех и покаяние, гордыня и смирение


В покаянии — вся тайна спасения.

 

...покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе...

 

...покаяние не может быть совмещено с произвольною греховною жизнию.

 

Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов.

 

Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.

 

Смиренный предает себя всецело воле Божией... Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков:. и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно.

 

Смирение не видит себя смиренным.

 

Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует.

 

Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается.

 

Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести.

 

Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы.

 

Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей...

 

Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное — от бесов», — сказал преподобный Пимен Великий.

 

Непадательность несвойственна человеку на земле — ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения.

 

Не желайте от себя невозможнаго, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа.

 

Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственного нам.

 

Безрассудно искать невозможного.

 

Не должно с души своей, с своего сердца требовать больше, нежели сколько они могут дать.

 

Будьте снисходительны к душе Вашей в ея немощах; излишняя строгость отвлекает от покаяния, приводит в уныние и отчаяние.

 

Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь беcплодною.

 

Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение


Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин. 1:6).

 

Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей...

 

Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.

 

И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.

 

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе — гордость.

 

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

 

Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь; она говорит: «Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

 

Не доложить бремя на ближнего — не беда; переложить — и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему неспособным.

 

О непокоряющихся и не внимающих слову спасения, не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другая орудия и средства, которых в деснице Его бесчисленное множество.

 

На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самаго всесильнаго Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.

 

Вспомни, что Спаситель велел Петру идти за Собою, а когда Петр вопросил и позаботился о другом, то услышал: до другого что тебе за дело, ты по Мне иди. Заботясь преждевременно и неправильно о других, мы часто забываем или ослабляем заботу о себе.

 

Чтоб не осуждать ближнего, должно отказаться от суждения о ближнем...

 

Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением.

 

Раб Христов не может быть врагом чьим-либо.

 

Послушание


Истинное послушание — послушание Богу, Единому Богу.

 

Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.

 

...душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований...

 

  

Свобода


Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил.

 

...в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством.

 

Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу.

 

Обрати все внимание на Евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен.

 

Молитва


Путь к Богу — молитва.

 

Душа молитвы — внимание.

 

Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум.

 

...отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее.

 

Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным.

 

Пост


Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост.

 

...больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига...

 

Церковь


Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114:5).

 

...как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления.

 

...немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати.

 

Ересь


Ересь — ложное учение о христианстве... Ересь — грех ума. Сущность этого греха — богохульство.

 

...все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа...

 

Отношение к иноверцам


Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.

 

Богатство и бедность


Временное богатство названо неправедным, потому что оно — следствие падения.

 

Знания


Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное.

 

Чудеса


Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере.

 

Житейские дела


Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу.

 

 

Житие святителя Игнатия (Брянчанинова)


Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) — духовный писатель XIX века, епископ, богослов и проповедник.

 

Родился в старинной дворянской семье 5 (17) февраля 1807, в селе Покровском Вологодской области.

 

В миру будущего святителя звали Дмитрий Александрович Брянчанинов.

 

Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1822 году по настоянию отца Димитрий поступил в Военное инженерное училище, которое закончил в 1826 году. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он ещё до окончательного экзамена подаёт прошение об отставке, желая принять монашество.

 

Эта просьба не была удовлетворена, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел. 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку и сразу поступил послушником в монастырь.

 

28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном Д. А. Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 5 июля был рукоположён в иеродиакона, а 20 июля — в иеромонаха. Затем в 1833 году он был возведен в сан игумена, а в 1834 — в сан архимандрита.

 

27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был состоялась архиерейская хиротония. Отец Игнатий становится епископом Кавказским и Черноморским.

 

В 1861 году епископ Игнатий ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь до самой кончины 30 апреля (12 мая) 1867 года.

 

Святитель Игнатий был причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль), где они находятся до сих пор.

 

ФОМА

 

8 главных страстей по учению святителя Игнатия (Брянчанинова)

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 538 раз

Купить