Среда, 03 Май 2017 19:08

Святитель Николай Сербский. Афоризмы

Автор 

3 мая Церковь чтит память святителя Николая Сербского. Публикуем афоризмы одного из самых известных святых ХХ века.

ФОМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Бог и вера

 

От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания — вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога.

 

По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.

 

Солнце отражается в чистых водах, а небо  в чистом сердце.

 

Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.

 

Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.

 

Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.

 

...не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.

 

Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь — это высшее благо, а истина — основание жизни.

 

Смерть не естественна, а противоестественна.

И смерть идет не от природы, а против природы...

Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.

 

Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.

 

Истина открывается любви

Искать истину — значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, — значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.

 

Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.

 

День и ночь

Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.

Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.

Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

 

Добро и зло

 

Только сильный решается делать добро.

 

Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.

 

Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.

 

Все зло, которое люди творят под Небом — это исповедь немощи и бессилия.

 

Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.

 

Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.

 

Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди — считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.

 

Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово — и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.

 

Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.

 

Там, где есть мужество, зло — покорный подданный; там, где его нет, зло — суверен.

 

Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

 

Грех

 

В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.

 

Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.

 

Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.

 

Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.

Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.

 

...какой ужас, если твой день — то, что внешнее, твоя ночь — то, что внутри!

 

Желание — семя греха.

 

Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.

 

Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.

 

Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.

 

Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

 

Вражда и обида

 

Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.

 

Никто так не боится мук, как мучающий других.

 

Слабость

 

Преступление всегда слабость. Преступник — трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

 

Гордыня и смирение

 

Гордость — поистине дочь глупости...

 

Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.

 

Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

 

Зависть

 

Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.

 

Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

 

Богатство

 

Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.

 

Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.

 

Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

 

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие

 

Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.

 

Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

 

Героизм и эгоизм

 

Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди — род Божий. Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.

 

Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

 

Мир

 

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

 

Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире — это происходит и со мной.

 

Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

 

Человек

 

Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.

 

Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.

 

Имеющий великое имеет и малое.

 

Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.

 

Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!


Они говорят и его устами. — Прислушайся!

 

Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.

 

Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса — милосердным, ни судейская тога — справедливым, ни министерское кресло — сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.

 

Первый голод человека — алкание истины.

Второй голод нашей души — алкание правды.

Третий ее голод — алкание чистоты.

 

Страх перед самим собой


Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

 

Женщина

 

Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

 

Брак

 

Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

 

Воспитание

 

Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.

 

Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

 

Жизнь

 

Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

 

Христианство

 

Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.

 

Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, — тогда и стены храма уже не радуют Бога.

 

Государство

 

Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.

 

Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.

 

Закон — паяц силы.

 

Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.

 

***

 

Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.

 

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

 

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.

 

В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.

 

В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.

 

Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.

 

В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 607 раз

Купить