Суббота, 14 Январь 2017 21:50

Трудности канонизации

Автор 
1903 г. 1903 г.

Почитание преподобного Серафима Саровского началось сразу после его кончины в 1833 году.

ФОМА

 

Со всей страны к его могиле стекалось множество людей — с горем и печалью, с просьбами и благодарностью. Однако при таком массовом почитании официальная канонизация состоялась только в 1903 году.

 

Срок не маленький — почти целый век. Почему так долго? Кто был противником прославления саровского подвижника? И почему именно Николай II всем наперекор настоял наконец на его немедленной канонизации? Попробуем разобраться.

 

Когда Церковь — государственный институт

 

Известно, что царствование Николая II ознаменовалось прославлением сразу шести святых, среди которых был и Серафим Саровский. Подобной активности в поиске новых святых Церковь не знала за весь так называемый Синодальный период (XVIII в. — 1917 г.). С тех пор как Петр I упразднил патриаршество (1721 год), а вместо него учредил Святейший Синод, который находился под контролем светского чиновника — обер-прокурора, Церковь попала под формальную юрисдикцию императора. Все свои предложения и инициативы она должна была согласовывать с волей его императорского величества. Отсюда проистекала общая апатичность многих церковных иерархов. Важные духовные вопросы оставались нерешенными в череде бесконечных бюрократических согласований, обсуждений и рассуждений самого общего характера. Схожая ситуация сложилась и вокруг канонизации святых: любой подобный процесс затягивался на долгие годы. Достаточно привести цифры: за двести лет было прославлено четыре подвижника веры: Димитрий Ростовский, Иннокентий Муромский, Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. Неужели до такой степени оскудела святость за эти столетия? Нет. Церковь как государственный институт должна была решать другие, «более важные», задачи. Но Николай II неожиданно начинает уделять этому вопросу особенное внимание. Именно последнему императору предстояла встреча с Серафимом Саровским.

 

Многочисленные паломники прибывают в Саров и отсюда идут пешком в Дивеево на поклонение мощам. 1903 г.

 

Первые шаги

 

Впервые вопрос о канонизации саровского подвижника был поднят в 1883 году активистами из гимназистов. Ответа, однако, не последовало. Позднее были отвергнуты и другие частные предложения.

 

В 1894 году по инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители, было составлено подробное жизнеописание Серафима Саровского, в котором были отражены документально подтвержденные свидетельства о 94 чудесах из жизни подвижника. Синод отреагировал двояко: в канонизации отказать, но сбор сведений продолжать. Начавшийся процесс прославления, таким образом, завис, и неизвестно, как долго еще продолжалось бы молчание Синода, если бы не ≪хитрость≫ архимандрита Серафима (Чичагова) — будущего Санкт-Петербургского митрополита и священномученика (расстрелян в 1937 г.).

 

Труды «великого пролаза и плута»

 

Архимандрит Серафим был человеком энергичным. Получив доступ к архивам Дивеевского монастыря, он собрал целый комплекс различных сведений о жизни и чудесах Серафима Саровского, которые систематизировал в хронологическом порядке. В результате этого исследования была опубликована книга — «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», которую архимандрит, в обход Синода, передал Николаю II после личной аудиенции у государя. Сведения об этом мы находим в дневниковых записях генерала Александра Киреева, который указывает, что обер-прокурор Победоносцев назвал после этого архимандрита Серафима «великим пролазом и плутом». Вопрос о канонизации сдвинулся с мертвой точки.

 

Весной 1902 года обер-прокурор был приглашен императором на семейный завтрак, за которым Николай II предложил уже через несколько дней предоставить указ о прославлении Серафима Саровского. Победоносцев возразил. Императрица отрезала: «Государь все может». Предложение стало приказом.

 

Почему царская семья проявила такую непреклонную волю? На то были личные причины. Саровского подвижника уже давно почитали в семье Романовых. Но, помимо личного почитания преподобного, Николай II искал в канонизации Серафима решение глубоких внутриполитических проблем. Государь, по мнению многих историков, на протяжении первой половины своего царствования пытался сблизиться с народом. Именно широкое народное почитание Серафима Саровского в глазах самого императора давало возможность найти точку соприкосновения между простым народом, интеллигенцией и дворянством.

 

Так или иначе, Победоносцев подчинился, и «Церковные ведомости» в июле 1902 года сообщили о начале подготовки к официальной канонизации. В том же месяце императрица отправила в Саровскую пустынь дары: лампаду и церковные облачения. Казалось, прославление — свершившийся факт, но появилось новое препятствие.

 

«Нашли только кости...»

 

11 января 1903 года в Саров выехала комиссия для извлечения и исследования мощей Серафима Саровского. Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: «Тело преподобного предалось тлению, кости, совершенно сохранившиеся, расположены правильно... Волосы главы и бороды седовато-рыжеватого цвета также сохранились». Всех охватило смятение — если тело истлело, значит, Серафим не святой...

 

Паломники, пришедшие к монастырю в надежде исцелиться. 1903 г.

 

Дело в том, что за Синодальный период в народном сознании и среди духовенства укоренилось мнение: о святости почившего свидетельствуют не только жизнь и чудеса человека, но и нетленность его мощей. Для того чтобы опровергнуть это необязательное условие канонизации, потребовалось целое богословское расследование, результаты которого были опубликованы в заявлении митрополита Антония (Вадковского): «Нетление мощей вовсе не считается признаком для прославления святых угодников <...> нетление мощей, когда оно есть, есть чудо, но только дополнительное к тем чудесам, которые творятся чрез их посредство». Сомнения рассеялись.

 

После этого Синод признал удовлетворительными результаты освидетельствования мощей и подготовил доклад императору, в котором выразил свое согласие на канонизацию Серафима Саровского. Ознакомившись с докладом, Николай II поставил следующую резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления».

 

«Среди лета запоют Пасху»

 

В связи с организацией предстоящего торжества за короткий срок с начала 1903 года была проделана колоссальная работа: в Саров запустили специальные «богомольческие» поезда, построили новые гостиницы, организовали пункты медицинского обслуживания.

 

К 30 июля в город прибыло около 300 тысяч паломников и более 500 священнослужителей. Вечером того же дня прибыл сам государь.

 

1 августа, в 6 часов вечера, торжество достигло своей кульминации. «После пения "Хвалите имя Господне", — воспоминает митрополит Вениамин Федченков, — все стали на колени, а священнослужители запели величание преподобному: "Ублажаем, ублажаем Тя, Преподобне отче Серафиме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов"». Серафим прославлен в чине преподобного как человек, который угодил Богу своим монашеским подвигом.

 

Император Николай II и Александра Федоровна в Дивееве. Чуть позади императора — архимандрит Серафим (Чичагов). 1903 г.

 

***
«Среди лета запоют Пасху», — сказал однажды саровский подвижник, чье теплое, как весна, пасхальное приветствие «Христос воскресе, радость моя», которым преподобный каждый день встречал всех приходящих к нему, стало символом его жизни. И после его кончины торжество, которое присутствующие сравнивали с пасхальным, повторилось летом... в августе 1903 года.

 

***

Помимо этого целого ряда субъективных факторов, были также и свои внутренние, объективные причины. Они проистекали из той исторической реальности, в которой жил сам саровский подвижник и в которой затем состоялась его канонизация. Какие же это были причины?

 

1. Утрата опыта канонизации святых в Синодальный период

В 1721 году император Петр I передал управление Русской Церковью Святейшему правительствующему синоду. Почти на 200 лет Церковь утратила самоуправление. В течение этого периода времени было канонизировано лишь пять святых. Утрата ясности в определении критериев святости проявились в момент, когда по инициативе императора Николая II возник вопрос о прославлении новых святых. Например, большие сомнения при канонизации Преподобного Серафима возникли, когда не обнаружили нетленного тела святого, а «только» кости.

 

2. Сложные отношения между Святейшим синодом и Государем

Несмотря на то, что императорская особа формально обладала неограниченной властью, Святейший синод вовсе не был безгласным и покорным. В случае несогласия с мнением государя, возникали трения, бюрократические проволочки, закулисные скандалы. При прославлении преподобного Серафима один из инициаторов дела, архимандрит Серафим (Чичагов), сознательно передал свою книгу о Преподобном лично императору — в обход Синода.

 

3. Регламентированность церковной жизни в Синодальный период

За Синодальный период сложилось особенное отношение к тому, как должна быть устроена монастырская и приходская жизнь. Церковный быт был строго регламентирован, и выход за рамки положенного мог повлечь за собой большие неприятности. Возрождение старчества и возвращение афонской монашеской традиции воспринимались с известной долей подозрительности, а иногда и враждебности. Образ преподобного Серафима, рядового иеромонаха в штатном русском монастыре, также выбивался из привычного представления об укладе монашеской жизни. Афонская молитвенная традиция, исихазм, то есть непрестанная Иисусова молитва и молитва Богородице, которой следовал в том числе и Преподобный, вызывали споры и часто воспринимались как нездоровый мистицизм.

 

4. «Сомнительная» открытость Преподобного мирскому народу

Начальству казалось, что большое количество людей, которые стекались к таким подвижникам, как Серафим Саровский, могли нарушить размеренную жизнь монастыря. Преподобный Серафим Саровский принимал всех, без различения пола и звания. Ложные слухи и подозрения вызывала опека над дивеевскими сестрами.

 

5. Апокрифические сказания как следствие народного почитания

После кончины Серафима Саровского возникло множество апокрифических сюжетов якобы из его жизни. Эти «сказания» стали жить параллельно с подлинными свидетельствами подвига Серафима. Отличить «зерна от плевел» было крайне затруднительно.

 

6. Особое мнение обер-прокурора синода — Константина Победоносцева

Когда возник вопрос об официальной канонизации Серафима Саровского обер-прокурором Священного синода был Константин Победоносцев. Сторонник образования простого народа через систему церковно-приходских школ, он воспринимал канонизацию Серафима Саровского как дань мистическим новациям. Поэтому обер-прокурор и упорствовал до конца, затормаживая процесс прославления Преподобного. 

 

На фото анонса — торжественная процессия с мощами преподобного Серафима Саровского, возглавляемая императором Николаем II. 1903 г.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 726 раз

Купить