Пятница, 05 Январь 2018 23:40

    Иконография Рождества Христова

    Автор 

    Рождество Христово, приход в наш мир Спасителя — важнейшее событие Священной Истории.

    ФОМА


    Ранние изображения этого События были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Уже позднее, постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова.


    Иконография Рождества Христова появилась, поскольку за основу взяты были Евангелия (о Рождестве рассказывается в Евангелии от Матфея и от Луки) и церковное Предание.


    Среди различных византийских образцов можно назвать мозаику в монастыре Хосиос Лукас (Фокида, Греция, не ранее 1030-х годов), икона XII века из Синайского монастыря, фреску XIV века из церкви святых Иоакима и Анны монастыря Студеница (Сербия).


    Из Византии иконография Рождества Христова пришла на Русь. Из известных сегодня древних изображений можно назвать роспись в разрушенном фашистами храме Спаса на Нередице (1198 год), роспись в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове (1156 год).

     

    Рождество Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса. XVII век.


    В общих чертах иконография Рождества Христова такова.

     

    Иконография праздника Рождества Христова относится к многосюжетному типу — на одной иконе изображено сразу несколько сцен, посвященных одному событию.


    Центральным изображением на иконе являются фигуры Божией Матери и Богомладенца Христа, Которые лежат в пещере (вертепе) — месте, где, согласно Евангелию, и родился Господь.


    Богомладенец Иисус Христос изображается лежащим в яслях (кормушке для скота). Его окружают животные (осел и вол), которые, по преданию, присутствовали при рождении Спасителя и согревали своим дыханием Новорожденного. Также перед Господом изображаются склоненные волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары — золото, ладан и смирну.


    Эти же волхвы изображаются в левом верхнем углу иконы — здесь они еще только находятся на пути к Вифлеему, следуя за светом звезды.


    В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа.

     

    Преподобный Андрей Рублев «Рождество Христово», 1405 г.


    Справа посредине образа изображаются пастухи, которые получили весть о рождении Спасителя от ангелов и, как и волхвы, поспешили к Вифлеемской пещере.


    В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.


    В левом нижнем углу по обычаю пишутся сразу две фигуры: более крупно — праведный Иосиф, который сидит у ног Пресвятой Богородицы, мельче — фигура святого пророка Исайи, который еще в ветхозаветные времена предрек рождение Мессии от Девы.


    В целом вся икона Рождества Христова пишется яркими красками, что отражает радость, торжество всего видимого и невидимого мира от того, что родился Спаситель.


    Сложившаяся иконография Рождества Христова предполагает размещение в верхней части композиции ангельского воинства, славословящего Бога.


    Внизу иконы можно увидеть сцену омовения Младенца и изображение Иосифа Обручника. В некоторых иконах около святого Иосифа изображается непонятный человек. Некоторые исследователи предполагают, что это бес, искушающий святого, вносящий в его душу сомнения по поводу происходящего.


    Иконография Рождества Христова предполагает, что в композицию может входить и бегство Святого семейства в Египет.


    В церковном искусстве на Руси среди лучших примеров иконографии Рождества Христова — работы преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия...

     

    Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
     

    ФОМА

     

    Если Вам понравился материал - поддержите нас!
    Прочитано 115 раз

    Купить