Воскресенье, 24 Март 2019 22:52

Имя Симеон

Автор 

25 марта — день памяти преподобного Симеона Нового Богослова. Имя Симеон еврейского происхождения, переводится как «услышанный».

ФОМА

 

Преподобный Симеон родился в знатной и богатой семье; получил блестящее образование. До 25-летнего возраста служил при дворе императора, но затем оставил светскую карьеру и поступил в Студийский монастырь.

 

Симеон стал учеником преподобного Симеона Благоговейного. Однажды после утомительного дня он решил отказаться от пищи, опасаясь, что не сможет должным образом помолиться. Но старец велел ему поужинать: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной и доброй душе и сердцу».

 

Монашеский постриг Симеон принял в небольшом монастыре святого Маманта, куда прибыл по благословению своего наставника. Здесь же он вскоре был возведен в сан священника, а затем стал игуменом. При нем эта обитель обрела второе дыхание: умножилось количество братии, была восстановлена строгая монашеская дисциплина, отремонтированы полуразрушенные здания.

 

 

Студийский монастырь. Фото magisteria.ru

 

Вскоре, однако, некоторые из братии начали роптать на своего игумена: требовательность Симеона казалась им слишком завышенной. Дошло до того, что однажды возмущенные монахи хотели напасть на него во время службы, однако при виде святого, который, зная об их намерениях, невозмутимо встретил их, выбежали из храма. С жалобами они обратились к Константинопольскому патриарху. Тот, вникнув в суть дела, признал правоту игумена и осудил бунтовщиков на изгнание из обители. Сам преподобный Симеон приложил впоследствии все старания, чтобы обидчики вернулись в монастырь или, оставшись в миру, духовно не погибли.

 

В конце жизни Симеон оставил игуменство и много времени уделял работе над богословскими текстами. Из наследия святого до нас дошли «Деятельные и богословские главы», «Слово о вере», «Слово о трех образах внимания и молитвы». Также преподобный написал около 70 небольших поэм — «Гимнов Божественной любви».

 

Интересные факты

 

Церковь наименовала «Богословами» только трех своих святых: преподобного Симеона, апостола Иоанна и святителя Григория.

 

Преподобный Симеон был назван Новым Богословом за его учение об «обожении плоти», согласно которому человек, не теряя своего тварного состояния, становится «участником Божественного естества».

 

Личный подвиг и интеллектуальное наследие преподобного Симеона стали предвестием традиции исихазма (древнегреч. «спокойствие, тишина, уединение»), окончательно оформленой святителем Григорием Паламой.

 

Преподобным Симеоном Новым Богословом была написана одна из молитв, которую христиане читают, готовясь ко святому Причащению: «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены приими моление, Христе мой...» В Последовании ко Святому Причащению она обычно идет шестой по счету.

 

Гимн № 12. Учение с богословием, где говорится о священстве и о бесстрастном созерцании

(отрывок)

 

Как говоришь со мной, презренным
И недостойным и бессильным,
Словами славы и бессмертья?
Как несказанно озаряешь
Мою истерзанную душу?
Как в свет божественный и чистый
Ее незримо превращаешь?
Как эти немощные руки,
Все оскверненные грехами,
Ты светоносными являешь?
Как Ты божественным блистаньем
Мои уста преображаешь,
Так что они из оскверненных
Вдруг превращаются в святые?
Как очищаешь Ты, Спаситель,
Язык мой скверный и нечистый?
Как причаститься допускаешь
Твоей святой Пречистой Плоти?
Меня всегда везде Ты видишь,
Но как меня Ты удостоил
Тебя, о Боже мой, увидеть?
Руками как держать позволил
Тебя, Владыко Вседержитель,
Для всех небесных сил незримый,
Непостижимый, неприступный
Для Боговидца Моисея?
Ни он, ни кто другой из смертных
Не удостоился увидеть
Твое Лицо, чтоб не погибнуть.
Каким же образом, Христе мой,
Непостижимый, несказанный,
Для всей вселенной неприступный,
Тебя держать я удостоен,
Вкушать и целовать и видеть?
Тебя всегда имея в сердце,
Я остаюсь неопалимым
И веселясь, и ужасаясь,
Я воспеваю непрестанно
Твою любовь и милость к людям.

 

(перевод с греческого иеромонаха Пантелеимона (Успенского))

 

Другие святые и известные люди с именем Симеон

 

Преподобный Симеон Столпник (390–459)

Аскет и подвижник, основатель подвига столпничества. Однажды в храме за Литургией он, услышав нагорную проповедь (Мф. 5:3-15), стал просить Бога, чтобы Он указал ему, как сподобиться обещанного Им блаженства. После особенного видения преподобный решил оставить мир и удалиться в пустыню. Здесь он соорудил столп высотой в несколько метров и простоял на нем многие годы в молитве. Слава о великом подвижнике вскоре стала распространяться по всей империи, так что даже император Феодосий II Младший (408–450) несколько раз приезжал к преподобному за советом.

 

Симеон Полоцкий (1629–1680)

Просветитель, драматург, богослов и поэт. Родился в Полоцке. Учился в Киево-Могилянской коллегии. Около 1656 года Симеон принял монашество и стал учителем братской школы в Полоцке. Позднее Симеон переехал в Москву, где работал переводчиком, руководил школой подьячих Тайного приказа, а с 1667 года воспитывал царских детей. Симеону Полоцкому принадлежат энциклопедический сборник «Вертоград многоцветный», «Рифмологион» (сборник панегирических и приветственных стихов царю). Также он написал две пьесы — «Комедия притчи о блудном сыне» и «О Навуходоносоре».

 

Семен Франк (1877–1950)

Философ и религиозный мыслитель. Учился на юридическом факультете, изучал философию и социальные науки в университетах Германии. Прошел путь от «легального марксизма» к идеализму и метафизике. После сдачи магистерского экзамена Франк становится приват-доцентом Петербургского университета и в 1915 году защищает магистерскую диссертацию («Предмет знания»). Из-за революционных событий не смог защитить докторскую диссертацию, которая была опубликована в виде книги в 1918 году под названием «Душа человека». В 1922 году он был выслан советскими властями; поселился в Берлине и вошел в состав Религиозно-философской академии, организованной философом Николаем Бердяевым. Впоследствии переехал в Лондон, где и скончался. Среди наиболее значительных трудов Франка — «Живое знание» (1923), «Крушение кумиров» (1924), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества» (1930), «Непостижимое» (1939).

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 136 раз