Пятница, 01 Февраль 2019 19:32

Как стяжать смирение?

Автор 

1 февраля — день памяти преподобного Макария Великого, главным оружием которого, по словам боявшихся его бесов, было смирение. Как стяжать и сохранять смирение?

На вопрос сайту «ФОМА в Украине» ответил преподаватель Киевской духовной академии и семинарии архимандрит Феодосий (Марченко).

 

***

Чтобы попытаться разобраться в этом действительно важном вопросе, нужно сразу же оговориться о двух вещах. Во-первых, поучать смирению может только тот, кто уже его стяжал или же твёрдо держится того пути, который приводит к смирению. Во-вторых, нам, даже немощным в этом вопросе, просто необходимо разобраться в этом состоянии человеческой души на основании Священного Писания и Предания Церкви, поскольку именно смирение вводит человека в рай, являясь его брачной одеждой (Мф. 22:2-14).


o Feodosiy MarchenkoК слову, о смирении есть прямая заповедь Пастыреначальника Христа: «...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Поэтому, чтобы понять, что такое смирение, нужно не только теоретически узнать, как об этом духовном состоянии говорит Сам Христос и святые, но именно научиться, то есть стяжать навык воплощения духовной практики в своей жизни.


Почему одна из самых важных добродетелей человека названа словом «смирение»? Потому что в корне этого слова находится слово «мир» (с греч. εἰρήνη — «мир», «спокойствие», «тишина», «покой», «мирное состояние души», «примирение»), а оно лучше всего раскрывает суть смирения.


Именно это состояние души было у наших прародителей в раю, и его же Адам и Ева лишились, нарушив единственную данную им заповедь. Мотивацией, лежавшей в основе их поступка, была гордость («знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4)). Поэтому, если смирение называют добродетелью, выше которой есть только любовь, то гордость — наихудшая страсть, которая, в конце концов, увенчивается унынием и смертью человеческой души даже при биологически живом теле.

 

О первом грехопадении

 

Итак, если очень сильно обобщить, то стяжать смирение можно только через борьбу с гордыней. Но не только с ней. Ведь, как читаем в истории падения наших прародителей, дьявол прямо обманул людей, склонил к тому, чтобы засомневаться в словах Бога и таким образом ввел их в состояние прелести, то есть крайне ложного мнения о себе. Он сказал о них то, чего самим прародителям не было открыто от Бога, Адам и Ева подумали о себе больше, чем они были на самом деле. И потому падение стало настолько сильным из-за этого самообмана, что они стали далеко не теми, кем были до состояния прелести.

 


Пока они были смиренны — имели жизнь и непрестанное богообщение. Как только из-за гордости пали — в их жизни появились страдания, болезни, всевозможные лишения, смерть, так как прервалась непрестанная связь с Создателем, был потерян тот внутренний мир, который был следствием послушания создания Творцу. Очевидцем последствий грехопадения первых людей является каждый из нас.

  

Но не всё так печально, как может показаться на первый взгляд. Да, дьявол перехитрил людей и склонил их нарушить Божью волю. Но ведь и Бог ответственный за Своё творение. Зная, что падение потенциально возможно, по Его замыслу должно было осуществиться спасение всего человеческого рода и восстановлено утерянное богообщение. В противном случае, Творец был бы слабее и несовершеннее своего творения (дьявола), прельстившего первую семью.

 

Об обетовании победы

 

Бог проявил Своё смирение уже тогда, когда не отвернулся от павшего человека, и дал пророческое обетование о том, что полученное в раю проклятие будет разрушено Им Самим. Господь полагает вражду между змием и семенем жены (борьбу, в которой человеку нельзя расслабляться), пророчествуя, что результатом этой вражды будет победа семени жены. Господь проявил смирение и тогда, когда подводил людей к исполнению этого пророчества. Из истории Ветхого Завета мы знаем, насколько это было не просто. Воля человеческая шла вразрез с волей Творца, вследствие чего обещанное спасение постоянно отодвигалось, сопровождалось кровопролитными войнами, катаклизмами, всяческими нестроениями, пока на свет не появилась Дева, рождение Которой было плодом смирения Её родителей и Которая стала самим смирением. Вспомним Её ответ архангелу Гавриилу в день Благовещения: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).


Плодом смирения Богородицы стало Боговоплощение Спасителя, Который тоже смиренно вошел в этот мир, смиренно жил и проповедовал, являл Своим образом жизни добродетель смирения («послушлив же был даже до смерти, смерти же крестной» (Флп. 2:8)), чтобы показать, что только путём смирения и послушания воли Божьей можно одержать победу над врагом человеческого рода. И в этом состоит великая тайна и глубокий смысл.

 

О спасении

 

Только Сам Бог мог показать истинное смирение, только лично Создатель, а не Его творение, мог по-настоящему спасти человека, дав ему самое главное оружие против «змия», который до сих пор «жалит человека в пяту».


Его смирение проявилось в том, что Господь стал одним из нас, Бог смирился перед человеком, Святость Христа смирилась перед грехом озлобленного человека. Теперь уже никто не сможет сказать, что Бог оставил человека и обещанная победа — выдумка или сплошная утопия. И самое главное, только во Христовом смирении, заручаясь Его поддержкой и во Христе возможна эта истинная победа. Многим, в том числе и дьяволу, показалось, что Христос уничтожен, оплеван, поруган, оскорблён, убит, распят, но как раз проживание всех этих событий Спасителя с любовью к человеку, истинным смирением, кротостью и послушанием воле Отца послужило тем, что не легионы ангелов, но именно смирение Христово победило смерть.


То есть, то, что не сделали Адам и Ева в раю, сделали Христос и Богоматерь благодаря своему смирению. Благодаря их примеру и уже осуществленной победой, этот образец смирения стало возможным воплотить и в жизни всех тех подвижников, святых и обычных людях, которые просияли своим благочестием и смирением в истории Церкви.


Даже слова «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...» сказаны Христом с Его властью как властью Бога. Ведь кто может сказать, что он смирен и кроток? Только смиренный Бог, Который в данном случае просто открывает правду о Себе. Если же что-то подобное скажет человек, это будет крайним проявлением гордости и прелести. Ведь похвала своими мнимыми достижениями в области духовной жизни для опытного взора явит не смирение и кротость, а глубокое падение человека, валяющегося в собственной гордыне и самообмане.

 

О стяжании смирения


Господь сказал о Своём смирении и показал его в Своей жизни. Смирение неотъемлемо от природы Бога, а значит Господь познаётся через смирение. И наоборот: познание Бога закрыто для человека гордого. Потому и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

 

 

Идеальный пример богочеловеческого и человеческого общения явили Иисус Христос и Креститель Господень Иоанн на реке Иордан. Они взаимно смирились друг перед другом и произошло Богоявление. Это идеальная модель поведения для всего человечества: когда люди смирялись бы друг перед другом, в присутствии Бога, а Бог — перед людьми. Иоанн не воспротивился, а Христос не отдал приказ с позиции старшего. Богоявление проявилось в смирении, а смирение послужило Богоявлению. Последнее стало доступным именно через покаяние, смирение и точное соблюдение Божьей воли. Отсутствие этих трёх важных факторов рано или поздно проявляет зло (в той или иной степени). «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир», — говорит преподобный Силуан Афонский.


Поэтому вся разнообразная аскетическая практика направлена на то, чтобы вернуть человека в послушание своему Творцу, при этом — чтобы мы исполняли заповеди Божьи как что-то естественное, а не напоказ. Ведь в противном случае человек всегда (намеренно или нет) превозносится над другими и хотя внешне и исполняет заповедь, на самом деле далеко отстоит от Бога и противится Ему в самом главном — в смирении.

 

О скорбях

 

На этом пути неизбежно познание своих немощей или воздействие внешних агрессивных факторов, с которыми человек сталкивается по независящим от него причинам. Но если воспринимать всю эту, порой нелегкую, жизненную мозаику со смирением и терпением, впоследствии может получиться проявить истинное смиренномудрие с неотъемлемым внутренним покоем и тишиной. Парадокс! Скорби могут стать причиной мирного устроения души и блаженного покоя. Но только в том случае, если человек проживает их со Христом, во Христе и во Имя Христово. Потому что там, где подвиг во Имя Христа, там Христос и Его благодать. Состояние, которое испытывает человек, ощущая такую благодать, настолько сильное и действенное, что всё остальное уже и не важно. Болезнь наоборот становится благом.


Часто святые даже просили о том, чтобы Господь не оставлял их, не возвращал им здравие. Здоровье само по себе, без благодати — тоже ничто, потому что не всегда является отражением хорошего духовного состояния. Забота подвижника состоит в том, чтобы не принять даже одного горделивого помысла, ведь из-за него одного человека может оставить благодать.


Человек должен с рассудительностью помнить о своих прежних грехах, чтобы предохранить себя от будущих падений, а это тоже сокрушает сердце и смиряет душу. Часто к смирению приводит попущенное Богом впадение в какую-то страсть, тогда человеку приоткрывается истинное видение немощи его души и рождается горячее желание исправить (с Божьей помощью) свою жизнь к лучшему.

 

О практике

 

Постоянно активная духовная жизнь приоткрывает перед человеком его истинное состояние души, когда он по-настоящему видит себя самым грешным человеком на земле, лишенным смирения. При этом люди видят такого человека истинным праведником, святость которого не может долго оставаться незамеченной и должна приносить пользу.


Поэтому способов приобрести смирение настолько много, насколько разнообразна страсть гордости, живущая и воюющая в человеке и склоняющая его к греху. Нужно иметь навык борьбы с этой страстью при помощи молитвы, отсекая горделивые прилоги на уровне мыслей, чувств, эмоций, волевых движений души, слов и поступков. Чем раньше человек начинает молиться, тем быстрее он получает необходимую помощь со стороны Бога, Который заинтересован только в том, чтобы мы вышли в этой борьбе победителями.


Как увидеть, есть ли в тебе смирение? «Смирение не видит себя», — говорит преподобный Макарий Оптинский. Стяжание смирения — это всегда дело времени, труда и подвига, ему могут научиться все, кто занимается самоукорением, а не осуждением других, самовозвышением или самооправданием перед другими.

 

 

И в этом смысле преподобный Макарий Великий был тем, кто также показал нам пример истинного смирения. Он убежал от славы и, в результате, был оправдан перед народом в мнимом грехопадении. Он принимал на себя строгий пост, лишал себя сна, нёс подвиг молчания, внимал своим помыслам, непрестанно молился, смирял свою плоть суровыми подвигами. Поэтому смирение в человеке появляется как результат и в процессе укрощения не только греховной воли, но ограничении себя даже в привычном, естественном и необходимом. Тогда человек действительно (с)мирен. Потому что им не только не обладает грех, но человек свободен от всего того, что может этот его внутренний мир расстроить или похитить. Поэтому такой человек всегда за всё благодарит Бога, всё для него является благом — даже явные проявления злой воли.


Таким образом, постепенно, от силы в силу, независимо от внешних факторов (а часто и благодаря им) человек опытно и действительно облачается в смирение — «одеяние Божества» (по очень точному выражению преподоного Исаака Сирина). Мір, который «во зле лежит», называет это поражением или слабостью человека, а Христос в смирении наоборот проявил всю Свою силу, благодаря которой каждый из нас может приобрести мир в своей душе и познать смиренного Бога.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 410 раз

Последнее от Архимандрит Феодосий (Марченко)