Среда, 05 Август 2015 19:41

Кто создал дьявола?

Автор 
 Коррадо Джаквинто «Дьявол перед Господом». Фрагмент Коррадо Джаквинто «Дьявол перед Господом». Фрагмент

Что такое вообще зло? Откуда оно берется? Кто создал дьявола?

Мир полон людьми, которые желают бороться со злом — негодуют на него, скрежещут зубами, проклинают, изготавливают все более мощное оружие и пускают его в ход... Но что такое вообще зло? Откуда оно берется? Кто создал дьявола? Перед тем, как сражаться, проводят тщательную разведку, пытаются выяснить о враге все, что только можно — и борьбу со злом надо начинать не с борьбы, а с рассуждения и понимания. С кем мы воюем? Как? За что ведется эта война?

 

С одной стороны, христианство — весьма воинственная религия. Апостолы не делают секрета из того, что стать христианином — значит попасть в действующую армию. Вам предстоят труды, возможно, лишения, преследования или даже смерть. Если вы жалуетесь на то, что церковная жизнь недостаточно комфортна, вы забыли о том, что это окоп, а не санаторий.

 

С другой стороны, эта битва протекает не так, как земные битвы — самые передовые ее воины, монахи, за всю свою жизнь мухи не обидели. Никого не подавили, не сокрушили, не принудили к повиновению, но напротив, сами пребывают в сокрушении и повиновении. Да что говорить о монахах — мученики, наивысший пример христианского воинствования, проявляют себя не как крепкие солдаты, опытные в обращении со смертоносными орудиями, которые убивают своих врагов. Напротив, это люди, без сопротивления принимающие смерть.

 

Более того, сам наш Военачальник ни убил, ни ранил, ни изувечил, ни запугал никого — когда от него ждали, что Он уничтожит своих врагов, Он сам принял смерть от их рук.

 

Это непривычный и пугающий вид мужества — он все эти две тысячи лет остается непривычным и пугающим. Святой Апостол Петр имел достаточно мужества, чтобы броситься на защиту Господа с мечем, против явно превосходящих сил противника. Но Господь сказал ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). И через небольшое время Петр трижды отрекся — когда от него потребовалось просто признать, что и он «из учеников этого Человека».

 

Потому что мужество, которого требует Господь, непохоже на мужество этого мира. Как не похожа и война, которую Он ведет, на войны, которые в этом мире ведутся. Это война с гораздо, гораздо более страшным противником, и от ее развития зависит нечто гораздо, гораздо более важное.

 

У нас, христиан, есть уникальная информация, благодаря которой мы видим мир в совершенно иной системе координат. И мы понимаем, что он гораздо больше — у него есть духовное измерение, гораздо более обширное и важное, чем тот материальный мир, который мы воспринимаем органами чувств. Это измерение не находится где-то в другой вселенной — они пронизывает материальный мир и активно взаимодействует с ним. Могущественные духовные существа пребывают рядом с нами — Божии ангелы простирают над нами свой покров и хранят нас от зла. Хотя мы не видим их, они принимают самое деятельное участие в нашей жизни. Но не все обитатели духовного мира добры. Он охвачен мятежом и гражданской войной. Как говорит книга Откровения, «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9).

 

Еще до грехопадения человека могущественный ангел восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом (то есть клеветником) и сатаной (то есть противником), драконом и змеем. Он увлек за собой часть ангелов, которые обратились в «духов злобы поднебесных». Эти духовные мятежники непрестанно ищут разрушить Божие творение — и, особенно взаимоотношения Бога и человека.

 

Хотя мы, как правило, не видим ангелов — и бесов (да и век бы их не видеть), они проявляют себя в нашей жизни — прежде всего, побуждая нас к определенным мыслям и поступкам. Как говорит Евангелие, именно сатана вложил Иуде мысль предать Спасителя, он же подбил Ананию и Сапфиру солгать Духу Святому (Деян. 5:3), он использует любые возможности, чтобы искушать христиан (1 Кор. 7:5), он идет на различные уловки, и даже притворяется ангелом света (2 Кор. 11:14), он обольщает народы, чтобы побудить их к мятежу против Бога (Откр. 20:7).

 

Можно приводить и другие подобные стихи Писания, но картина ясна — зло это не слепая стихия. За злом мира стоит личностная, целенаправленно действующая духовная сила, или, учитывая других падших духов, силы. Именно они являются нашими врагами, и с ними мы ведем войну. Как говорит святой Апостол Павел, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:12-17).

 

За что ведется эта война?

 

Человеческие войны ведутся за ресурсы и территории, владычество и контроль. Разумеется, война между Богом и сатаной ведется не за это. Бог есть Творец всего видимого и невидимого, Он — неоспоримый Владыка мира, который Он создал и поддерживает в бытии. Сатана — всего-навсего падшее и мятежное творение. Но есть нечто гораздо более важное, чем вся вселенная, чем все звезды и галактики — бессмертные души людей. Именно за них и ведется борьба. Бог создал людей (как и ангелов) свободными и хочет привести их к вечной жизни в любви и радости; сатана стремится втянуть людей в своей мятеж, чтобы в итоге погубить их. Выражение «битва за умы и сердца» может звучать как штамп, но в данном случае это именно она — битва за души людей. Ни Бог, ни дьявол не интересуются геополитикой — вернее, интересуются ей лишь постольку, поскольку она как-то отражается на вечном спасении конкретных лиц. Ваша душа в глазах Бога гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств, империй и царств, наций и военных союзов. Как говорит Господь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 8:36).


Единственная битва, которая имеет вечные последствия — это битва за души людей, потому что именно люди созданы для вечной жизни, которую могут навеки обрести — а могут и утратить. Поэтому война идет за Вашу душу — и души Ваших ближних. Дьявол, по ненависти к людям, определенно желает им и временных бедствий — но его главная цель состоит в том, чтобы погубить их бессмертные души.

 

Как? Отторгнув нас от общения со Христом — через грех и неверие. Каким оружием? Ложью.

 

Что же мы знаем о нашем враге?


Прежде всего, он — лжец. Как говорит Господь, «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44) Дьявол — опытный манипулятор. Он знает, как использовать людей — их надежды, страхи, мечты, обиды — против них самих. Он — мастер того, что в наши дни называют «психологической войной». Собственно, его война и носит психологический характер. Чтобы действовать в мире, он нуждается в помощи людей — которых использует в своих интересах и обманывает.

 

Он похож на мошенников-людей, которые знают как очаровать своих жертв, заручиться их полным доверием, воззвать к их лучшим чувствам и помочь им почувствовать себя буквально на седьмом небе — избранными, особенными, как внушить им ложные надежды и разжечь в них несбыточные ожидания. Принципиальная разница тут, однако, в том, что жертвы мошенников лишаются, чаще всего, денег и имущества, хотя и значительного — например, квартиры; а дьявол приходит, чтобы погубить бессмертную душу.

 

Дьявол умеет быть чрезвычайно привлекательным и убедительным; в отличие от того дельца из анекдота, который продавал холодильники эскимосам, он продает не просто бесполезные, а смертельно вредные вещи — смерть под видом жизни, ложь под видом правды, ад под видом рая.


Он знает, как довести людей до самой пламенной, самоотверженной веры в самую жалкую ложь. Он знает, как убедить национал-социалиста или большевика, что массовое убийство невинных людей — это замечательное дело, за которые потомки будут ему благодарны. Он знает, как внушить террористу, что взорвав себя вместе со случайными и невинным людьми, он попадет в рай.

 

Он знает, как заставить людей довериться обманщикам, как если бы они открывали истину, и губителям, как если бы они были спасителями.

 

Он всегда готов прийти на помощь человеку, который ищет оправдать свой грех и губительную глупость, ободрить и воодушевить тех, кто идет по пути погибели.

 

Он всегда может изобразить злобу праведным гневом, глупость — мудростью, преступление — подвигом. Он пропагандист столь блестящий, что все земные пропагандисты — жалкие подмастерья. Он умеет предложить каждому свою приманку — кого-то он постарается вовлечь в оккультизм, кого-то укрепить в твердокаменном материализме; кому-то станет внушать идеи национального превосходства, кому-то, напротив, мечту о братстве народов — только вот путь к этому братству он прочертит через реки крови.

 

Истина одна, устраивает ли она нас или нет; ложь может быть какой угодно — неудивительно, что разные формы лжи могут яростно бороться друг с другом; одна из любимых забав диавола — заставить людей ненавидеть, преследовать и убивать друга ради его выдумок, которыми он соблазнил обе стороны.

 

Поэтому так опасно бороться со злом — зло, с которым человек борется, может быть вполне реальным, тяжким, возмутительным — но при этом он сам может выступать на стороне другого зла. А дьявол при этом постарается снизить у человека критичность к его действиям — и действиям «своих». Поскольку я борюсь со «злом» я есть добро, а поскольку я есть добро — какие ко мне могут быть претензии?

 

Очень часто так бывало — и бывает — что люди борются с бесами под визгливый смех этих самых бесов. Потому что они в это время сидят у них на загривке.

 

Hudiev

 

Снимает ли эта изощренность дьявола ответственность с человека? Нет. Писание подразумевает, что человек может сказать «нет». Да и цель лукавого — погубить нашу душу, что было бы невозможно без нашего соучастия. Обольщение лукавого — это то, на что человек соглашается сам. Этот момент согласия человек может прятать от самого себя (в чем лукавый, несомненно, ему поможет) — но он есть.

 

Наступает момент, когда человек решает, что он охотнее будет слушаться дьявола, чем Бога. Или, поскольку дьявол никогда не подает визитной карточки — выбирает в качестве руководящей силы своей жизни кого-то или что-то, что не является Богом. Племя, нацию, теорию, идеологию, деньги, удовольствия.

 

Иногда вместо Бога человек может выбрать религию — да, дьявол может быть глубоко религиозен, даже ревностно благочестив. (Если вы думаете, что такое бывает только у мусульман, вы плохо знаете историю; современность, впрочем, тоже).

 

Противостойте ему

 

Как же мы можем противостать этой изощренной сверхчеловеческой силе? Собственно, сами по себе мы не можем — как овцы не могут противостоять волку. Но у овец есть Пастырь. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоан. 3:8).

 

Мы должны пребывать в общении со Христом — то есть, прежде всего, в Его Церкви, приступая к установленным Им Таинствам. Как говорится в молитве перед Святым Причащением: «... да не мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленного волка звероуловлен буду». Одна из первых задач противника — отторгнуть нас от общения с Церковью — или не дать в нее войти, если мы пока еще снаружи.

 

Мы призваны тщательно хранить заповеди Божии — и отдавать себе отчет, что любой помысел и любое внушение, побуждающее нас нарушить заповедь (под каким бы то ни было предлогом) исходит, в конечном итоге, от врага нашего спасения. Как говорит святой Апостол Петр, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).

 

Конечно, это не значит, что мы должны испуганно озираться в поисках дьявола — он как раз использует это против нас. Трезвиться — это значит отдавать себе отчет в реальности духовной битвы и оценивать происходящее именно с точки зрения его духовного значения и духовных последствий. Как те или иные мои решения скажутся на моих отношениях с Богом? Не пытаюсь ли я приобрести что-то в этом мире ценой вреда для своей души? Не заключаю ли — прямо сейчас — сделки с обманщиком?

 

А взирать надо на Господа. Хитросплетенную паутину лжи бывает невозможно распутать — но она исчезает от света Истины. Ложь — во всех ее формах и видах — побеждается истиной. А Истина есть Христос. Мы наносим поражение злу не тогда, когда размахиваем кулаками, а когда ревностно стараемся быть угодными Господу нашему Иисусу Христу и делаем то, что Он говорит.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1403 раз
Сергей Худиев

Современный православный апологет и проповедник. Прихожанин московского храма Косьмы и Дамиана в Шубине.

Купить