Пятница, 07 Апрель 2017 21:16

Лазарева суббота

Автор 

Лазарева суббота, или Вербная суббота — это суббота шестой недели Великого поста. В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря.

ФОМА

 

В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим. 

 

Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя.

 

События Лазаревой субботы

 

О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов.

 

Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.

 

Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

 

Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили.

 

Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

 

После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», с лицом, обвязанным платком. Иисус повелел развязать его. Иоанн Богослов пишет, что, увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос — Сын Божий.

 

И именно с этого дня, видя народную любовь ко Христу, иудейское священноначание испугалось и задумало страшное: «c этого дня положили убить Его».

 

Церковь почитает воскрешение Лазаря как одно из самый важных, знаковых чудес, совершенных Христом за время Его земного пути. Это символ того, что Господу подвластно все — и жизнь, и смерть человека. Это надежда на то, что всех верующих во Христа и исполняющих Его заповеди ждет воскресение. Это чудо — свидетельство того, что Господь любит каждого из нас.

 

Праведный Лазарь

 

После чуда воскрешения праведный Лазарь прожил еще 30 лет. Он стал епископом в городе Китион (сейчас Ларнака) на острове Кипр. После смерти мощи святого положили в мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

 

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (Ларнака) построили храм в честь праведного Лазаря. Его возвели на самой гробнице святого. Сейчас в паломничество к храму приезжают христиане со всего мира.

 

Церковь праведного Лазаря построили примерно в 890 г. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 г., восторженно писал о здании: «Никогда я не видел ничего подобного!».

 

Иконостас храма выполнен из дерева, это образец искуснейшей резьбы. В церкви хранится несколько древних византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковь, в нее ведут ступеньки с правой части иконостаса. Внутри — два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

 

Мраморный ковчерг с мощами Лазаря обнаружили 1972 году именно в этом храме, ученые подробно исследовали их и подтвердили их подлинность. Видимо, мощи святого в IX веке вывезли в Константинополь не полностью.

 

Сейчас вокруг храма еще можно увидеть некоторые из построек монастыря, который существовал здесь много лет назад. В одной из них сейчас расположен музей. На территории церкви сохранилось также небольшое кладбище.

 

Lazareva subbota 2  

ПЕСНОПЕНИЯ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ


Тропарь

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

 

Перевод: В удостоверение пред Твоими страданиями общего воскресения Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, с символами победы в руках, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна в Небесах! Благословен Идущий во имя Господне!

 

Стихира на вечерне в пятницу

Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.

 

Перевод: Окончив полезный душе сорокадневный пост, мы просим, Человеколюбец, {дать} нам увидеть и святую неделю Твоих страданий, чтобы в течение ее прославить великие дела Твои и Твое несказанное о нас попечение, единомысленно воспевая: Господи, слава Тебе!

 

ПОСТ В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ


В Лазареву субботу разрешается рыбная икра, растительное масло и вино.

 

На Руси в Лазареву субботу хозяйки варили брагу, пекли гречневые блины, готовили кашу и рыбный курник. Все это съедалось в Вербное Воскресенье, ведь в честь Входа Господня в Иерусалим в строгом Великом посте делалось послабление — можно было есть рыбу.

 

ТРАДИЦИИ ЛАЗАРЕВОЙ СУББОТЫ


Традиции отмечания Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим были тесно переплетены на Руси. Именно в субботу, накануне Вербного воскресенья, люди приносили в храм веточки вербы. Священник совершал чин освящения верб на вечерней службе — утрене. Поэтому субботу называли не только Лазаревой, но и Вербной.

 

В славянских странах вебра стала символом праздника в подражание современникам Христа, которые устилали его дорогу в Иерусалим ветвями пальм: за Христом в столицу Израиля последовало множество народа. Люди были поражены чудом с Лазарем и оказывали Спасителю невероятные почести. Когда он въезжал на ослике в Иерусалимские ворота, все вокруг восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» И бросали Ему под ноги пальмовые ветви — царский символ.

 

На Руси и в других славянских странах пальмовые ветви как символ праздника заменили на вербы. Верба — одно из первых деревьев, которые расцветают весной. Пушистые веточки символизировали пробуждение природы после долгой зимы, воскресение всего живого для цветения и плодоношения. Первое упоминание об этой традиции можно найти в Изборнике Святослава начала XI века. Это третья по древности после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса» древнерусская рукописная книга.

 

В деревнях в Вербную субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу — на берега близко протекающих рек.

 

В полночь на Вербное Воскресенье парни и девушки в селах обходили окрестные дома с песнями. У ворот кричали присловья: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!».

 

Еще был обычай «битья вербой». Веселая компания входила в избы и легонько била веточками спящих, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьем, чтобы быть здоровыми».

 

ЛАЗАРЕВА СУББОТА У ДРУГИХ НАРОДОВ


Обычай «битья вербой» был распространен не только на Руси, но и у других славянских народов. Но, например, у чехов и словаков вербами легонько стегали друг друга в Пасхальный понедельник, а не в Лазареву субботу.

 

На родине праведного Лазаря, на Кипре, в древности существовала традиция: в Лазареву субботу процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей города. Процессию возглавлял мальчик, украшенный красными маками и желтыми маргаритками. Мальчик представлял Лазаря. Дети при этом пели Лазореву песню. В храмах во время церемонии изображалось Воскресение Лазаря, в действе принимали участие священнослужители и дети.

 

ОБЫЧАЙ «ЛАЗАРОВАНИЯ»

 

У гагаузов и болгар в Вербную субботу совершали красивый обряд — лазарование (Lazari). «Лазаровали» совсем маленькие девочки от шести до двенадцати лет, «лазарки». Они ходили по домам по трое или по шестеро и пели специальные лазарские песни.

 

lazareva subbota

 

Во время праздничного ритуала девочки также исполняли ритуальный танец «боенек». Хозяйки в домах просили «лазарок» прыгать повыше и постукивать ногами погромче, чтобы росли высокими травы, цветы, деревья и множилось хозяйство.

 

Одна из лазарок обычно изображала «невесту» и несла корзину для угощений. Ее лицо закрывали белой фатой или платком. Благодарили «лазарок» подарками: сырыми яйцами и мелкими монетками.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2291 раз

Купить