Вторник, 12 Март 2019 16:27

Ныне Силы Небесныя

Автор 

«Ныне Силы Небесныя» — песнопение Литургии Преждеосвященных Даров. О чём нам говорит текст этого песнопения?

ФОМА

 

Ныне Силы Небесныя — текст


Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

 

 

 

Словарь сложных слов


Се бо — ибо вот;

 

дориносится — торжественно сопровождается;

 

совершена — т.е. уже совершенная;

 

причастницы — соучастники, причастные чему-то;

 

аллилуйя — в церковном богослужении: возглас, выражающий хвалу, хвалебное обращение к Богу.

 

Перевод


Ныне Силы Небесные с нами незримо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается. С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни. Аллилуйя, аллилуия, аллилуия.

 

«Ныне Силы Небесныя» — смысл и история песнопения


«Ныне Силы Небесныя» — песнопение Литургии Преждеосвященных Даров. Она поётся на Великом входе, когда освященные на «полной» Литургии в воскресенье Святые Дары переносятся священником с жертвенника на престол. На Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого в это время исполняется Херувимская песнь (за исключением служб Великого четверга и Великой субботы).

 

Литургия Преждеосвященных Даров — это особенное богослужение Великого поста, вечерня с причастием Святых Даров, освященных на Литургии в предшествующие воскресенье.

 

В Великий пост в буднии дни не совершается полная Литургия (т.е. такая Литургия, на которой происходит освящение Святых даров) из-за особенной праздничности и торжественности этого богослужения. Вместо нее служится Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы прихожане имели возможность причащаться Христовых Тайн не только в субботу и воскресенье.

 

Служба совершается в будние дни — по средам, пятницам и в определенные праздники.

 

Текст песнопения говорит нам о том, что Ангельские чины сослужат нам незримо, а мы смиренно наблюдаем над свершившейся Евхаристией:

«Се Жертва тайная совершена дориносится» («вот жертва таинственная, совершенная, ими торжественно сопровождается»).

 

В таком смиренном наблюдении проявляется особое покаянное состояние, сокрушение в грехах, это песнопение предваряет настрой Страстной седмицы:

«Что еще оставалось... <Спасителю> сделать для нас, и Он не сделал? Не видели мы разве Бога-Слово смирившимся во образе раба, чтобы и мы сделались смиренными?» (прп. Ефрем Сирин, 30, 227).

 

Вторая строфа «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем» («С верой и любовью приступим, чтобы быть причастниками вечной жизни») — призыв к самому причастию, так как после песнопения уже не следует Евхаристический канон (часть литургии, на которой совершается чудо пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа). Эти слова молитвы напоминают нам текст Евангелия от Иоанна: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54).

 

«Ныне Силы Небесныя» — слушать


Обиходный распев:

 

Древний напев, гармонизация Г. Львовского*, исполняет Хор Сретенского монастыря:

 

* Григорий Федорович Львовский (1830–1894) — выдающийся духовный композитор и регент, автор множества обработок древних распевов.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 189 раз

Последнее от Анастасия Сысоева