Пятница, 04 Август 2017 19:56

Почаевская икона Божией Матери

Автор 

5 августа Церковь празднует память чудотворной иконы Божией Матери «Почаевская».

ФОМА

 

В 1559 году греческий (по другим источникам — болгарский) митрополит Неофит, путешествующий по Руси, приехал на Волынь.

 

По внушению свыше в благодарность за гостеприимство, которое оказала ему в своем имении благочестивая дворянка Анна Гойская, к чьим владениям относился и Почаев, владыка благословил ее иконою Пресвятой Богородицы.

 


Скорее всего, это была семейная икона, может быть, принадлежащая роду самого Неофита.

 

У южных славян, как и у прочих народов, был в то время распространен благочестивый обычай избирать себе особых покровителей из святых, память которых от поколения к поколению отмечается как семейный праздник. Примечательно то, что во всех надписях, сохранившихся на той иконе, письмо и язык славянские. Это свидетельствует о том, что, возможно, «образ Почаевский писан рукой русскою».

 

Долго находилась святыня в часовне дворянской усадьбы. Служанки много раз видели икону в сиянии, о чем рассказывали своей госпоже.

 

Богоматерь во сне являлась и самой Гойской. Наконец, однажды, став наяву свидетельницей того, как от Образа исходит дивный свет, благочестивая женщина уверовала, что икона имеет особую благодать, и велела зажечь перед святыней лампаду.

 

По молитвам у иконы стали совершаться чудеса. Когда же благодаря чудотворному образу исцелился слепой брат Гойской Филипп, то Анна, удивленная и обрадованная, призвала иноков. Ими был отслужен молебен, святыня была крестным ходом перенесена на Почаевскую гору и отдана на вечное хранение монахам, жившим в пещере на горе.

 

Это событие произошло в 1597 году. На горе была устроена церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создан монастырь, на содержание которого Гойская пожертвовала средства. С этих пор икона стала называться Почаевской.


До 1664 года различные чудотворения не записывались. Однако народная молва о таких событиях быстро разносилась по всем концам русской земли. Со всех сторон стали стекаться к Почаевской иконе Божией Матери множество паломников.


Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674–1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых.


Игумен монастыря Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

 

Утром 23 июля, с восходом солнца, татары держали последний совет о штурме обители. Игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над обителью внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители.

 

Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил нападавших. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли православную веру и остались в обители навсегда.

 

...Ныне чудотворная икона помещена в Успенском соборе Лавры в звездообразном киоте в третьем ярусе иконостаса. Его пожертвовал в 1859 году император Александр II в память о паломничестве в Почаевскую обитель.

 

Каждый день в пять часов утра в Успенском соборе, освещенном в предутреннем сумраке лишь одними лампадами, монастырской братией служится полунощница. После нее, при пении тропаря «Непроходимая Врата», Чудотворный образ Почаевской Матери Божией медленно опускается и останавливается на уровне человеческого роста. Икона держится на двух шелковых лентах. Рядом с нею стоит иеромонах, называемый по традиции «киотным». Иноки, а вслед за ними и все молящиеся в храме безмолвно и неторопливо подходят и прикладываются к чудотворному образу.

 

Точно так же опускается святыня по субботам после соборного акафиста перед ней, а также по воскресным и праздничным дням после поздней Божественной Литургии.


Чудеса исцеления у этой иконы бесконечны, как и поток паломников из Украины, Белоруссии, Молдавии, России, Сербии и других стран, приезжающих к ней в Лавру.

 

Далеко не на каждого изливаются чудеса от Почаевской святыни, но каждому, кто обращается к этому образу с сердечной молитвой, и тайно, и явно подается помощь духовная, душевная и телесная. У каждого из приезжающих к святыне есть что-то, что можно выразить лишь молитвенным вздохом. И для этого всегда не хватает слов.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2343 раз

Купить