Среда, 13 Февраль 2019 16:15

Приход или община?

Автор 

Сегодня по всей стране прокатилась волна «переходов» общин в иную церковную юрисдикцию, а по сути — захватов наших храмов.

Хотя на поверку значительная часть сообщений о «переходах» оказывается фейками*, вопрос о том, что такое настоящая православная община, оказывается непраздным.

 

Материалом киевского публициста и миссионера Сергея Комарова мы открываем дискуссию о правильном устроении жизни церковной общины.

 

 

 

***

В трудах религиозного философа Алексея Хомякова встречается интересное сравнение католицизма, протестантизма и Православия.

 

Образом Католической Церкви у Хомякова является монолитная стена. Каждый христианин там подобен кирпичу, вставленному в стройное монументальное здание. Кирпичик к кирпичику, камешек к камешку — ни зазора, ни просвета. Все крепко схвачено и по‑человечески продумано. Суровая конструкция, скрепленная властью понтифика, крепко вросла в землю. Стоит не шелохнувшись.

 

Протестантизм похож на кучу песка. Каждый верующий — песчинка, у которой своя собственная траектория движения. Нет формы, нет строгих очертаний. Отсутствует какая‑либо богословская стройность. Нет ни определенного учения о Церкви, ни института иерархической преемственности. Понимаем Библию как хотим, церковную жизнь устраиваем как заблагорассудится. Сыпучесть, зыбкость, расплывчатость.

 

Православная же Церковь — это не стена и не песок, но живой организм, клеточками которого являются церковные христиане. Клетки подчиняются законам жизни организма и вместе являют собой одно целое. При этом они сообщаются друг с другом, служат друг другу, осуществляют свое служение любви.

 

У этого организма есть глава — Господь Иисус Христос. И каждый член организма, каждая клеточка его имеет свою функцию, свое предназначение, свою ценность.

 

Образ Церкви как живого организма применим и к приходской общине. Община любого канонического храма, пусть даже самого маленького — это Церковь в миниатюре. Там есть все необходимое для спасения души — законный предстоятель, церковный народ, Литургия, Евангелие, проповедь православной веры. Община — это Церковь!

 

В административном порядке общины объединены в благочиния, благочиния в епархии, епархии же входят в ту или иную Поместную Церковь. Все же Поместные Церкви являются частями Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви — Вселенской Церкви Христовой.

 

Но началась история Церкви с небольшой иерусалимской общины, которая по своей сути и являлась тогда Вселенской Церковью — Телом Христовым. Еще раз повторим: община — это Церковь!

 

С одной стороны, община есть клеточка большого церковного организма, но с другой — она сама и есть Церковь во всей Ее мистической полноте.

 

Вот почему так актуален разговор о церковных общинах сегодня. Если здоровы и правильно работают клетки организма — здоров и весь организм. Если повреждены или неправильно работают клетки — болеет все тело. Здоровье Церкви — это здоровье общины. Если что‑то не то с Церковью — значит, общины больны.

 

Приход не равен общине

 

Чем болеют наши общины? Тем, что они по сути своей часто оказываются не общинами, а приходами.

 

Приход — это значит: пришли, помолились, ушли. Пришли люди в воскресенье в храм, исповедались, причастились и разошлись. Пришел и настоятель, возглавил богослужение, совершил требы и уехал. И так — практически постоянно. Это стало системой. Священник не учит людей, люди не учатся у священника. Христиане не интересны друг другу, у них нет общих дел за стенами храма. Один член прихода не помогает другому, не знает о его нуждах. Прихожане просто не знакомы.

 

Есть такие приходы? Есть! И здесь подрубается под корень сама идея Церкви как организма любви; организма, клеточки которого взаимно связаны.

 

Ведь Литургия, на которую мы приходим в воскресенье, соединяет нас не только со Христом, но и друг с другом. Мы все становимся причастниками одного и того же Тела Христова, духовными братьями и сестрами. И как трагично бывает видеть, что на богослужебном уровне это единение вроде как происходит, а на обычном, жизненном — нет. Литургия призывает нас: «Возлюбим друг друга!» — а мы один к другому равнодушны, и нам вообще все равно, что за люди молятся рядом с нами.

 

 

 

Нести бремена друг друга

 

Подлинная общинность невозможна без служения друг другу. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10), — писал апостол Петр. А сознание служителя необходимо воспитывать, постепенно вытесняя уже сформированное в нас мирской жизнью сознание потребителя.

 

Мы порой относимся к храму как к комбинату религиозных услуг. «Вот деньги, дайте такой‑то товар». Общинные отношения любви подменяются отношениями рыночными. Увы, иногда такое положение вещей устраивает и самих пастырей.

 

На эту тему у нас как‑то мало говорят, поэтому и народ наш просто оказывается не готов к такого рода идеям, не понимает мотивации. А ведь именно болезнь общинного сознания порождает ряд других проблем.

 

Например, слабость миссионерского служения, уход людей в секты и расколы. Ведь когда верующие не находят подлинной церковности, они уходят ее искать куда‑то еще. И если они не научены священником, их очень легко обмануть.

 

Но чем может заниматься в Церкви мирянин?

 

Есть бесчисленные варианты участия в жизни общины — от мытья полов в храме до просветительской деятельности. Каждый должен найти то, что ему по силам и ближе по духу.

 

В некоторых храмах за границей можно видеть замечательное изобретение: книгу просьб и предложений для членов общины. Выглядит это так: на столе в притворе храма лежат два больших блокнота. Первый называется «Что я могу сделать», а второй — «В чем я нуждаюсь». В первом блокноте студентка пишет, что несколько часов в неделю может выделить для социального служения — например, поухаживать за одинокой бабушкой. Во втором блокноте мать-одиночка спрашивает, кто бы мог помочь ее сыну с физикой — на платного репетитора денег нет. И так далее.

 

Какая замечательная идея! Вот она, общинная жизнь, здесь уже чувствуется дух подлинного христианства. Разве кто‑то нам мешает сделать так во всех храмах? Это просто как вариант, как отдельная деталь того, что в целом можно обозначить как «жизнь общины». Деталь, показывающая принцип.

 

Кстати, если говорить о церковном служении вообще, оно не обязательно должно ограничиваться храмом. Есть много работы в православных организациях, интернет-пространстве, церковных СМИ, сфере миссионерства. Надо просто иметь желание послужить Христу — и дело обязательно найдется! Важно понимать, что мы все участвуем в «созидании тела Христова» (Еф. 4:12). Как писал апостол Павел о Церкви: «Все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16).

 

 

 

Экзамен на единство

 

Сегодня в Украине происходит проверка качества нашей церковной общинности. Господь испытывает нас на предмет разницы между тем, кем мы должны быть и кем мы на деле являемся.

 

Что мы построили за более чем 25 лет церковной свободы? Стал ли священник на своем приходе настоящим духовным отцом, собрал ли он людей вокруг Чаши и Евангелия, или же просто был и остается обрядоисполнителем? Изменилось ли внутреннее состояние прихожан за годы пребывания на приходе? Соединились ли они в единый и мощный организм духовной любви? Научились ли отдавать, а не только потреблять?

 

Всё это проверяет сейчас Господь, попуская действовать силам зла. Храмы, которые остались приходами и не выросли в общины, легко будет забрать. Но туда, где люди научены вере, любят своего настоятеля, любят друг друга и служат друг другу, врагу будет труднее пробраться.

 

Что мы сеяли, то и пожинаем. Что заслужили, то и получим. За все слава Богу. Ситуацию может изменить наше покаяние. А покаяние — не вопли о том, что «я плохой», а изменение. Нам есть что менять — Бог нам ясно на это указывает. И пока Господь еще дает какое‑то время, надо исправлять неправильное и врачевать больное.

 

 Фото Сергея Рыжкова

 

* Фейк (от англ. fake — «подделка») — фальсификация, что‑либо, не соответствующее действительности, вводящее в заблуждение, имеющее целью дезинформировать, создать необходимый пропагандистский образ. — Прим. ред.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 388 раз

Последнее от Сергей Комаров