Вторник, 06 Декабрь 2016 14:41

Рождественский пост: как правильно поститься. Цель поста — изменение сердца

Автор 

Неделю назад у православных был карнавал.

«Прощай мясо» — так это слово переводится на русский и так называли заговенье на мясо — правда, перед Великим постом — в средние века западные христиане. В общем, некий аналог нашей масленицы.

 

Если же говорить серьезно, то с началом Рождественского поста вновь оживились разговоры на тему: как, почему и для чего поститься.

 

Как водится, крайних позиций две: первая требует строгого и обязательного исполнения устава, жесткого поста в пище для всех или почти для всех. В связи с чем вспоминаю фразу моего друга, который так характеризовал собственное неофитство: я тогда постился, так постился: перед причастием неделю не ел, всех осуждал... Вторая исходит из известной и популярной фразы, что в пост главное не есть людей. Фраза очень верная, но за ней также можно ловко спрятать нежелание хоть как-то себя ограничивать в привычном режиме питания и прочих жизненных удовольствий. Крайности, как всегда, искажают срединный путь, который и считается в православии верным и спасительным.

 

Так что же такое пост? Во-первых, это, конечно, не цель, а инструмент. Цель — жизнь с Богом, освобождение сердца от зла. Пост — средство, призванное помочь. Во-вторых, безусловно, пост не является диетой для похудания и не сводится к воздержанию от пищи. При этом пост является важной составной частью христианской аскетики.

 

Приведу такую популярную аналогию. Спортсмен готовится к Олимпийским играм. Что является его целью? Победа на Олимпиаде. Можем ли мы сказать, что подготовка — тренировки до седьмого пота, режим сна и питания — не важна? Главное, выиграть? Нет, конечно. Без такой подготовки победа маловероятна. Вряд ли удастся, пролежав на диване перед телевизором с бутылочкой пива, стать олимпийским чемпионом. Однако и сам режим питания и даже изнурительные тренировки не являются целью. Да и побеждает не тот, кто лучше всех соблюдает спортивную диету, важность которой очевидна. Весь комплекс подготовки, природная одаренность спортсмена плюс то, что называют «счастливый случай».

 

Конечно, как любая аналогия  эта тоже имеет свои минусы. Да и случайность не является христианской категорией. Просто эта аналогия помогает расставить все на свои места.

 

Есть цель — позволить Богу жить в твоем сердце. Цель эта со стороны человека достигается усилиями, необходимость которых многократно проверена и доказана — опытом тысяч христианских подвижников. Эти усилия представляют собой сочетание внутреннего устремления человеческого сердца очиститься — через отношение к ближним, через взращивание в себе смирения и молитвы. И внешней дисциплины, связанной с контролем над желаниями тела. При том понимании, что вся христианская аскетика ценна не сама по себе, но как усилия, совершаемые во имя Христа и для приближения ко Христу.

 

Поэтому, дорогие друзья, постимся постом приятным. Приятным, кстати, на церковно-славянском означает не грибочки-пирожочки и прочие гастрономические приятности, но пост, принимаемый Богом, Который ждет изменения нашего сердца.

 

ФОМА

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 472 раз
Владимир Легойда

Главный редактор ИД «ФОМА», кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата.

Купить