Суббота, 18 Январь 2014 23:51

Феофилакт Болгарский о Крещении Господнем

Автор 
Крещение Господне. Андрей Рублёв. 1405 г. Фрагмент Крещение Господне. Андрей Рублёв. 1405 г. Фрагмент

В день Богоявления Церковь установила чтение евангельского отрывка Мф. 3:13-17.

Предлагаем вам комментарий известного болгарского толкователя Священного Писания — Феофилакта, архиепископа Охридского. Он жил на рубеже XI–XII веков.

 

Особенность текстов блаженного Феофилакта — то, что он комментирует каждую фразу Писания в отдельности. Это позволяет наилучшим образом понять мысль, которую хотел донести до нас евангелист. Итак — послушаем знаменитого древнего пастыря.

 

 

 

 

 

***

 

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него...

Иоанн же удерживал Его и говорил. Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.

 

...Мне надо креститься от Тебя...

Предтеча имел нужду получить очищение от Господа, ибо и сам он, как происшедший от Адама, заражен был скверной преслушания; воплотившийся же Христос очистил всех.

 

...И Ты ли приходишь ко мне?

Не осмелился сказать: «и Ты крестишься от Меня?», но «и Ты ли приходишь?». Так он был скромен!

 

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь...

Теперь, говорит, уступи. Будет время, когда мы будем иметь достойную славу, хотя теперь и не обнаруживаем ее.

 

Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне — это креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне.

 

Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус...

Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, — сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества — любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас.

 

...Тотчас вышел из воды...

Еретики говорят, что тело Свое Он отложил в Иордане и призрачно принял другое тело. Но они опровергаются отсюда, ибо сказано: «вышел Иисус», не другой вышел, но Тот, кто сошел в воду.

 

...И се, отверзлись Ему небеса...

Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их.

 

...И увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий...

Сходит Дух, чтобы свидетельствовать, что Крещаемый больше крещающего. Ибо иудеи почитали Иоанна великим, а Христа — не таковым. Все видели, что Дух сходит на Иисуса, чтобы не подумали, что голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный — был ради Иоанна, но чтобы все, видя Духа, уверовали, что этот голос относится к Иисусу. «Как голубь» по причине незлобия и кротости голубя и потому, что голубь есть самая чистая птица, не остается там, где есть нечистота, — так и Дух Святой. Но и при Ное голубь возвестил прекращение потопа, неся масличную ветку; так и здесь Дух Святой показывает разрешение грехов. Там масличная ветка, а здесь милость Божия: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, то есть на котором Я успокаиваюсь, к которому Я милостив.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1855 раз

Купить