Пятница, 02 Октябрь 2015 16:00

Дети-музыканты, классическая музыка и Православие

Автор 

Весной 2015 года Православный юношеский симфонический оркестр Запорожской епархии УПЦ отметил третью годовщину со дня своего основания.

Это единственный в Украине объединенный юношеский симфонический оркестр. Ребята исполняют музыку разных жанров, в том числе и сложные классические произведения, выступают на благотворительных концертах и участвуют в конкурсах. О профессиональном развитии участников оркестра и о том, как ребята изменились после получения коллективом епархиального статуса, рассказали дирижер Сергей Скрипник и художественный руководитель проекта Елена Скрипник.

 


 

СПРАВКА

Юношеский симфонический оркестр (некоторые факты из истории коллектива)

 

29 марта 2012 года — первая совместная репетиция.
4 мая 2012 года — первое выступление.
29 сентября 2012 года — первый концерт детско-юношеского симфонического оркестра (презентация) в Запорожье.
февраль 2013 – выступление на Александровском балу, который проводился Запорожской епархией ко Дню православной молодежи.
28 марта 2013 года — подписание договора о сотрудничестве с Запорожской епархией УПЦ. Коллектив стал называться Православным детско-юношеским симфоническим оркестром Запорожской епархии УПЦ.
16 июня 2013 года — участие в ІІІ Всеукраинском фестивале-конкурсе приходских коллективов «Пентикостия».
5 января 2014 года — оркестр получил гран-при III Международного фестиваля-конкурса инструментального искусства «Волшебный камертон» в Харькове.
С 1 по 3 июня 2014 года в Запорожье в ДК им. Кирова на базе Православного юношеского симфонического оркестра Запорожской епархии УПЦ состоялся первый православный фестиваль-конкурс юношеского исполнительства «Славянское лето». В рамках форума оркестр впервые сыграл оперу (Николай Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери»).
Сегодня ребята исполняют более 70 произведений разных жанров — это и эстрада, и рок, и классика, включая симфоническую и оперную музыку.

 


 

— Как пришла идея создать именно юношеский оркестр? Сергей, Вы по образованию дирижер и руководите оркестром филармонии...
Сергей: — Я с молодости люблю работать с детьми. Во взрослой жизни наступает период, когда хочется передавать какие‑то свои знания, опыт. А так как я дирижер, то мне нужен оркестр. К тому же работа с детьми — благодарный труд: ты видишь, как они растут. У взрослых мало что в жизни меняется, а какие чудеса произошли за то время, как в жизни наших ребят появился оркестр!


— Чем ваш оркестр отличается от взрослого?
Сергей: — На всех наших концертах зрители всегда отмечают детскую самоотдачу. Дети играют, отдавая себя полностью. Взрослые не всегда, в силу разных причин, так выкладываются. С ребятами получается чистое искусство. В их работе нет фальши. При этом все они — единое целое.


Не спорю, взрослый оркестр играет более профессионально технически, но в музыке, как и в любом искусстве, все равно во главе угла стоит не техника. 

 

Надо не бояться ребят окунать в настоящую музыку. Преподаватели в музыкальных школах говорят: есть музыка профессиональная, для взрослых, вам еще рано эту музыку играть, вы должны играть вот эту, детскую. На самом деле оказывается, что они могут в такие глубинные сферы уходить и такое звучание слышать! 

 

Я им сразу очень быстро стал планку повышать. Сначала три месяца мы разучивали вальс из балета «Спящая красавица» Чайковского, а потом сразу стали штурмовать сцену «Письмо Татьяны» из оперы «Евгений Онегин» того же композитора. А это просто высший пилотаж.


— Что движет ребятами? Они сами приходят в оркестр?
Елена: — Сами. Они находят в этом командный дух, ответственность, что ли, друг перед другом: если я не сыграю, это будет слышно, подведу всех. А принимают участие человек 30–35. Возможно, играет роль и желание быть как взрослые. Еще детьми движет ощущение причастности той музыке, которую они сейчас творят. Ребята очень сдружились. Некоторые об оркестре говорят: «Это наша вторая семья».


— А как вы с ними разговариваете, как находите общий язык?
Сергей: — Я очень серьезно их настраиваю, объясняю, что это не «обязаловка». Оценки никто не ставит, родителям никто не будет говорить о том, приходит ребенок или нет. Разговариваю с ними именно, как со взрослыми. У нас любителей, которые играют для души, — единицы.


— Видят ли ребята себя в будущем профессиональными музыкантами?
Елена: — Большинство — да. В общем‑то, оркестр на это очень здорово повлиял. Я знаю, что многие дети, когда к нам пришли, не собирались профессионально заниматься музыкой. Просто в музыкальную школу ходили.


Одна девочка хотела стать хирургом, в музыкальной школе занималась по классу сопрано-саксофона. Мы знакомим ее с другим инструментом — гобоем, — ей он так понравился, и в этом году она поступила в музыкальное училище. Уже многие наши дети поступили.

 

У детей есть четкая мотивация. Начав играть в оркестре, они, наконец, поняли, зачем учатся музыке. Играя в оркестре, ребенок реально слышит, что, казалось бы, маловажный в отдельности инструмент (например, валторна) в оркестре необходим. 

 

orkestr Zaporoj 2

28 марта 2013 года оркестр получил статус епархиального.

 

— Что изменилось в жизни оркестра с тех пор, как его стала патронировать Запорожская епархия УПЦ?
Елена: — Изменилось все, и только в лучшую сторону. Стало больше концертов. Первое же лето после того, как мы стали епархиальным коллективом, было просто волшебным. Мы очень много ездили. Во время гастролей нас селили в монастырях — дети были в восторге.


Стало легче дышать. Естественно, как у всего нового, у нас появилось много недоброжелателей, но нам теперь спокойнее с поддержкой Церкви и лично владыки Луки. 

 

Епархия берет на себя большую часть организационной работы (в частности размещение рекламы концертов), и мы можем больше заниматься детьми, музыкой, творчеством. А еще нам дарят подарки: например, на день рождения оркестра в 2014 году владыка подарил коллективу фагот.


Сергей: — Еще я замечаю, что ребята меняются. Они становятся мягче и в общении с нами, и между собой, в оркестре.

 

Елена: — В лучшую сторону изменилось отношение и родителей детей к священникам, к Церкви. Девочки-«пацанки» с удовольствием перешли на юбки. Не знаю, стали ли ребята ходить чаще в церковь, но влияние однозначно благотворное.


Однажды мы ездили с концертом в интернат для мальчиков с ограниченными возможностями. Наши ребята вели себя правильно и деликатно. Они играли, старались, им очень хотелось порадовать деток из интерната. Конечно, это была очень хорошая воспитательная поездка.


То, что оркестр стал епархиальным, накладывает отпечаток и на нас и на детей. Порядочность, честность, сострадание, уважение, доброта, взаимовыручка, взаимопонимание — все эти ценности важны для наших ребят. Мы все так стараемся жить. 


Сергей: — Даже если ребята не станут воцерковленными, они будут нравственно высокими людьми. Важно, чтобы они, когда вырастут, заботились о других, не прошли мимо человека, которому нужна помощь. Вот это, наверное, самое главное.


— В каких еще благотворительных проектах принимал участие оркестр, для кого вы еще играли?
Сергей: — Каждый год весной мы участвуем в записи телемарафона «Любовь милосердствует». В этом году было не просто, потому что не смогли приехать несколько коллективов, и нашему оркестру пришлось их подменять.


Елена: — Еще у нас регулярно бывают концерты, посвященные Пасхе, 9 Мая, другим праздникам. На всех епархиальных мероприятиях мы играем благотворительно. Часть билетов распространяют через епархию, которая направляет средства в интернаты, больницы. Таким образом получается, что дети тоже участвуют в благотворительности.

 

orkestr Zaporoj 3


— Произведения отбираете вы, или дети тоже могут влиять на репертуар?
Сергей: — Влияют. Меня очень радует, что они сейчас меня настойчиво просят: «А давайте повторим «Неоконченную симфонию» Шуберта». Мы не только классику играем, но и часто исполняем хиты современной музыки — из репертуара групп «Queen», «Scorpions». Играем эстраду, фрагменты
из рок-опер и мюзиклов. Это современная качественная молодежная культура, она тоже должна иметь место.


— Расскажите о фестивале «Славянское лето».
Елена: — Для оркестра это было испытанием. Мы впервые играли три вечера подряд, один концерт — опера «Моцарт и Сальери», второй — фрагменты из самых различных по сложности опер, третий (заключительный) — эстрада. Мы не знали, как ребята это выдержат, какой у нас запас прочности, чтобы качество исполнения не упало.


Председатель жюри пианистка Татьяна Абаева из киевской музыкальной школы-десятилетки сказала: «Я просто поражена, что в Запорожье есть такой оркестр и что они исполняют столько музыки, разной, сложной, на высоком уровне». Ее очень удивило то, что репетиции проходят раз в неделю.


— Как повлияло на вас лично то, что оркестр стал епархиальным?
Елена: — Владыка очень многому научил. Терпеть, прощать, стараться понимать человека, уступать в чем‑то.


Сергей: — Прежде всего, важно общение с владыкой. Когда он приходит на наш концерт, традиционно перед началом говорит слово. Мы, честно говоря, каждые выходные не ходим в церковь. Так что лишний раз услышать слово владыки — очень ценно. Он говорит всегда об очень важных вещах. 

 

Владыка всегда подчеркивает единение музыки и веры. Для меня все, что касается Бога, справедливости, связано именно с музыкой, потому что я через музыку тоже могу каким‑то образом влиять на людей, — как любой исполнитель, а дирижер особенно. Очень важна личность человека, котоый стоит за дирижерским пультом.


— Через музыку человек может прийти к Богу?
Сергей: — Конечно. Если ты понимаешь, чувствуешь музыку, то ты открыт. Как ты можешь не почувствовать Божье присутствие в мире? Опять‑таки все зависит от личности, особенно то, как на нее повлияли на этапе становления. Однако настоящий ценитель музыки, на мой взгляд, не может быть неверующим.


Елена: — Владыка Лука часто вспоминает слова Марии Юдиной (пианистки, которая была тайной монахиней): «Я удивляюсь, почему Библия не написана на языке музыки, потому что язык музыки понятен всем». Музыка положительно влияет на всех, независимо от вероисповедания. Особенно классическая, потому что в ней в сжатом виде передана какая‑то высшая информация об устройстве мира, о добре, красоте. Музыка однозначно заставляет детей быть лучше, более отзывчивыми, сострадательными. Вообще, мне кажется, дети-музыканты гораздо глубже чувствуют чужую боль,
чужие проблемы. Они понимают серьезные вещи, которые не могут выразить словами, но передают это понимание в звуках. Они играют сложные (не только технически) произведения.

 

orkestr Zaporoj 4

Балы и торжества, проводимые епархией и сопровождаемые игрой оркестра, всегда собирают большое число ценителей прекрасного.

orkestr Zaporoj 6

 

Сергей: — Вообще выражать мир в звуках очень сложно. В драматическом искусстве есть слово, в живописи работает визуальный момент, в музыке этого нет. В ее создании участвует очень много факторов, в том числе и технических: каким смычком играет скрипач, наканифолил он его или нет, если звучание не то, музыкант начинает приспосабливаться. Навыки звукомоторики накапливаются по крупицам.

 

— Что вам дает работа с ребятами?
Сергей: — Работа с детьми — это, наверное, дар. При том что я профессионально музыку детям преподавал очень мало — две недели работал в музыкальной школе после окончания училища. Что‑то такое, видимо, во мне самом есть, что у меня с детьми работать получается. Дети четко на все реагируют, на все слова, поступки, манеру общения, и ты себя всегда как в зеркале видишь. У меня даже с музыкантами из взрослого оркестра стали намного лучше отношения.


— Каким вы видите будущее оркестра и ребят?
Сергей: — Ребята растут. У нас в Запорожье нет консерватории, поэтому мы понимаем, что детки (хотя их сложно назвать детьми: им от 13 до 19 лет) после училищ поступят в консерватории в других городах. Получив такой багаж, такой опыт, как в оркестре, они будут «нарасхват». Сейчас мы начинаем новый проект — «Молодая опера»: в одном оркестре играют взрослые профессиональные музыканты и самые сильные ребята из юношеского оркестра. Я хочу, чтобы этот оркестр имел статус, чтобы ребята не разъехались, а могли после окончания консерваторий вернуться в родной город и работать в оркестре, зарабатывая достойно. Чтобы они не потеряли, а умножили то, что приобрели, играя в юношеском оркестре.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 1314 раз

Купить