Среда, 28 Август 2013 19:57

Священников и врачей нельзя учить заочно

Автор 

Вступительные экзамены последних лет показывают, что авторитет наших духовных школ растет как в церковной среде, так и в светском обществе. Конкурс составляет три-четыре человека на место.

Более того, к нам все чаще стремятся поступить люди, уже имеющие высшее светское образование. И эта тенденция постоянно растет. В последнее время к нам часто приходят корреспонденты из разных изданий и спрашивают, с чем связан такой высокий конкурс. Ответ, думаю, состоит в том, что мы являемся центральными духовными школами в Украине.

 

Играет, видимо, свою роль и наше местонахождение в стенах Киево-Печерской Лавры — главной святыни нашего народа: здесь ведь сами стены воспитывают будущих священников в духе преданности Православию. Ну и, конечно, еще один важный фактор — реформа, которая проводится в духовных школах. Суть ее в том, чтобы привести наши учебные курсы к стандартам высшего образования: это касается и количества прочитанных часов, и самого содержания лекций.


Так, нами был значительно усилен преподавательский состав. Достаточно сказать, что, когда я принял управление академией несколько лет назад, у нас было 37 преподавателей, а сейчас их уже за 70. Причем у нас очень много предложений, мы можем позволить себе отбирать тех, кто больше всего нам подходит. Сейчас интенсивно ведутся переговоры о государственной аккредитации духовных школ. Нами много достигнуто, однако это очень сложный вопрос и торопиться здесь не нужно. От вхождения в государственный стандарт церковные школы должны не потерять, а приобрести.


Одновременно мы ведем переговоры со светскими учебными заведениями о том, чтобы наши студенты параллельно учились в этих вузах на заочном отделении. Это поможет решить проблему дипломов о высшем образовании для наших выпускников. Возможно, государство пойдет путем признания дипломов религиозных учебных заведений «по статусу».


Впрочем, помимо качества образования у нас есть и другая, ничуть не менее важная задача: семинария должна готовить священнослужителей не только знающих, но и готовых к служению людям. С точки зрения пастырской подготовки, мы ввели предмет, которого нет ни в одной духовной семинарии — «Основы жестового языка». Сейчас планируем начать новую практику: студенты будут учиться говорить проповеди перед камерой — это поможет преодолеть сильный психологический барьер.


Учитывая украинскую специфику, мы также ввели курс «История церковных расколов», в течение которого говорим не только об историческом аспекте раскола, но и пытаемся осмыслить сложившуюся ситуацию, учитывая современные реалии. Трагический раскол Церкви в нашей стране напрямую связан с поиском национальной идентичности, и потому он напрямую затрагивает проблему украинского патриотизма. Это вопрос очень острый. Человек должен быть патриотом, но не националистом, чтобы Христос всегда оставался на первом месте. Когда на первом месте находится другой аспект, другая надежда — это уже перекос на пути спасения...

 

kda1

В последние годы библиотека духовных школ все больше пополняется за счет их собственных научных изданий.

 

О нашей Академии я считаю необходимым говорить отдельно, ведь это не просто высшее церковное учебное заведение. Она должна стать не только образовательным, но и научным центром. Хочется, чтобы в Академии мы не просто говорили о богословии, а занимались им, и дерзновенно могу сказать: мы уже многое делаем для этого. Так, у нас усилено преподавание языков — как древних, так и новых. Ведь древние языки — фундамент изучения патристики.


Мы постоянно обращаем внимание на то, что необходима системная научная работа. До сих пор преподаватели самостоятельно разрабатывали конкретную тему, но на самом деле кафедра должна ставить какую-то одну или несколько больших важных и актуальных богословских проблем и в их рамках вести общую работу. Например, если брать ту же апологетику, то она должна отображать не только прошлое, но и настоящее. Богословие вообще должно быть направлено в будущее. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, церковное Предание должно быть всегда востребовано, и задача нынешних духовных школ — научить современного человека видеть, что это Предание жизненно необходимо сейчас, и уметь применить его опыт к сегодняшней жизни.

 

Можно увидеть воочию, в чем именно состоит научная работа Академии. Каждый год в разных издательствах выходят публикации и научные работы наших сотрудников. Многие издания осуществляются как совместный проект. Так, за последние годы вышли в свет: две монографии на чешском языке проректора по научно-богословской работе доцента В. В. Буреги (в соавторстве) «Православные в Чехословакии в 1918–1953 гг: Очерк истории Православной Церкви в Чешских землях, Словакии и Подкарпатской Руси» и «Архиепископ Савватий (1880-1959). Очерк жизни и деятельности выдающегося деятеля Православной Церкви в Чехословацкой республике», им также подготовлен буклет «Киевская Духовная Академия и Семинария»; книга преподавателя КДАиС Т. А. Борозенца «Теологическая диалектика сущего. Философские главы». Совместно с Издательским отделом УПЦ Киевская академия издала: «Закон Божий», «Православный катехизис», курс лекций доцента А. Л . Деркача «Государственно-церковные отношения», учебное пособие «Церковное пение», подготовленное доцентом Л. П. Дуниной, несколько переводов преподавателя древнегреческого языка протоиерея О. Кожушного — «Дідахе», «Послання до Діогнета», и его же монографию «Преподобный Роман Сладкопевец и византийская гимнография III–VIII столетий».


Поистине уникальным является издание «Записок святителя Петра Могилы», ставшее плодом совместной работы Киевской духовной академии, Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Института рукописей Национальной библиотеки Украины им. В. Вернадского.


Среди изданий Киевских духовных школ есть и мои скромные сочинения: «Послание апостола Павла к Римлянам» в отечественной библеистике». Сам я преподаю в Академии кодекс посланий апостола Павла и недавно собрал свои наработки в один труд. В работе я постарался указать на то, что трактовка посланий апостола Павла западной библейской наукой подчас слишком рационалистична, а эта тенденция может быть опасной, ведь у верующего человека все должно быть в гармонии — ум, чувства и воля. А если что-то идет впереди, то это уже перекос самой жизни. Кроме этого, совсем недавно вышел сборник некоторых моих размышлений «Научиться доверять Богу», посвященных рассмотрению отдельных важных аспектов религиозного опыта православного христианина, для которого главнейшей задачей является научиться всецело вверять свою жизнь в руки Промысла Божия.

 

kda2

В строительстве общежития духовных школ принимали участие и студенты, и преподаватели.


В 2009 году, благодаря общим стараниям преподавателей Киевских духовных школ, а также сотрудников Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, в Киевской духовной академии и семинарии состоялось важное событие — открыт Церковно-археологический музей. Среди представленных экспонатов много интересных и даже уникальных предметов, относящихся к истории Киевских духовных школ. Кроме этого важное место в музее занимают материалы, предоставленные Блаженнейшим Митрополитом Владимиром из его личной коллекции.


Нужно также отметить, что в Академии работает комиссия, которая занимается изучением истории наших выпускников, в том числе и репрессированных в годы Советской власти. На кафедре церковной истории у нас каждый год проходит защита диссертаций и дипломных работ, посвященных священномученикам или репрессированным священнослужителям. Таким образом, появляются наработки, которые позже могут быть переданы в отдел по канонизации. Протоиерей Владислав Софийчук ведет работу по сбору материалов о священномучениках Киева; многие из наших студентов работают в исторических архивах. Это очень трудная работа — проблема в том, что в Киеве в годы гражданской войны часто менялась власть, а потом столица и вовсе была перенесена в Харьков, в результате чего многие материалы либо попали в какие‑то архивы, где их непросто найти, либо утеряны окончательно.


Говоря о современном положении Киевских духовных школ, следует указать, что на данный момент в семинарию поступает немало ребят в возрасте семнадцати лет. Ожидать, что сразу после выпуска они определятся, быть ли им священниками, я думаю, не совсем правильно — слишком рано, со столь важным выбором не стоит спешить. В Академии ситуация иная — до 60 процентов выпускников здесь уже имеют священный сан. В последнее время КДА заключила ряд договоров о сотрудничестве с Римским университетом «Сапьенца» и с Православным Богословским факультетом Бухарестского университета; подписан протокол о взаимодействии между Киевской духовной академией и Университетом Фрибура, ведется подготовка проекта более детального договора о сотрудничестве. Вследствие этого некоторые наши студенты уезжают на дальнейшее обучение в европейские научные центры: Рим, Фрибур, Париж, Оксфорд. Надеемся, что в дальнейшем они смогут усилить профессорско-преподавательскую корпорацию Киевских духовных школ.


Наблюдая за новыми студентами, я замечаю много удивительного. Сейчас мы переживаем процесс изменения ментальности людей. Очень сильно отличаются разные поколения. Простой пример — люди моего поколения привыкли писать ручкой, а люди, которые сейчас к нам поступают, привыкли набирать текст на компьютере. Это не просто технический аспект — это накладывает свой отпечаток на способ мышления. Когда человек пишет собственной рукой, то написанное им запоминается надолго и глубже. Поэтому мы ввели правило для студентов-заочников — тексты должны быть написаны от руки. Это не наше новшество — подобная практика взята из американских вузов. Но если честно, я считаю, что у нас вообще не должно быть заочного духовного образования. Нельзя заочно научить человека быть врачом, а здесь речь идет о духовном враче.


Конечно, сейчас у нас особая ситуация: последние несколько лет в нашей стране идет увеличение числа приходов, а епархиальным архиереям постоянно нужны новые священники. Для этого и был создан заочный сектор, но надеюсь, что в будущем надобность в нем отпадет.

 

kda3

Преподаватели говорят, что маленькие аудитории — это неплохо.

В них царит камерная атмосфера, создающая возможность более тесного контакта студентов и преподавателей.

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 15874 раз

Последнее от Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

Купить