Среда, 20 Декабрь 2017 12:31

Два лика единого мира. Амвросий и Феодосий

Автор 

20 декабря — день памяти святителя Амвросия Медиоланского, вошедшего в историю как человек, который четко провел грань между земным и небесным, нижним и вышним, временным и вечным.

Церковь всегда была гонима. Уже Сам ее Божественный Основатель — Христос Спаситель — был предан людьми на поругание, страдание и смерть, а Его непосредственные ученики засвидетельствовали свою веру мученической кончиной. В этом мире, оккупированном злом, гонения являются для Церкви привычным состоянием. Просто преследования со стороны внешних врагов чередуются периодами, когда враг рода человеческого сеет раздоры внутри самого тела Христова. Сеет через расколы, скандалы и различные конфликтные ситуации, в которых правда Божья вступает в борьбу с «тьмой века сего».

 

Византийская империя до определенного времени была государством не только восточным, но и западным, объединяя в своих границах земли Старого Рима. Именно в этой части страны — в древнем итальянском городе Медиолане (современном Милане) — произошел конфликт между императором Феодосием и епископом Амвросием. На первый взгляд покажется, что вспыхнувшие трения были простым «выяснением отношений» между двумя непреклонными и принципиальными людьми, но на самом деле суть противостояния куда более глубока, чем это видится обывателю.

 

В 390 году, отстаивая свою жесткую позицию, святитель Амвросий навсегда вошел в историю как человек, который четко провел грань между земным и небесным, нижним и вышним, временным и вечным. Как человек, который не побоялся указать земным властям их законное место и остановить их у той черты, которую нельзя переступать ни одному политику, каким бы ревностным христианином он себя ни показывал.

 

Кровавый бунт в Салониках

 

К концу IV века демографическая ситуация в империи изменилась кардинально и бесповоротно: те, кто раньше считался коренным населением городов и сел, были вынуждены потесниться и принять в свое общество бывших варваров, которые стали постепенно проникать в круги элит.

 

В 390 году, в одном из мегаполисов империи, Фессалониках, был арестован популярный в городе возничий. Причиной ареста оказалась простая бытовая провинность. До начала скачек оставались считанные дни, и жители Фессалоник обратились с просьбой помиловать провинившегося наездника. Правитель Ботерих, гот по происхождению (а значит — вчерашний варвар), не захотел считаться с их мнением и вскоре поплатился за это жизнью. Вместе с ним были забиты камнями и представители местной администрации.

 

Император Феодосий I Великий воспринял случившееся как бунт и поручил городскому военному гарнизону, состоявшему из готов (опять‑таки варваров), наказать всех виновников. Началась массовая «зачистка», в которой погибло около десяти тысяч человек — приблизительно десятая часть всего населения Фессалоник.

 

Египетский обелиск, который был установлен в Константинополе Феодосием Великим в 390 г.

 

Епископ Медиолана Амвросий посчитал, что реакция правителя была неадекватной проступку горожан, и поспешил заявить об этом самодержцу. Вскоре для этого нашелся и подходящий случай. В те дни император находился в Медиолане и захотел помолиться в главном храме города. У дверей базилики его лично встретил Амвросий, который преградил ему путь и сообщил, что за убийство такого количества сограждан он налагает на кесаря епитимию и, пока тот публично не раскается в кровавой бойне, не допустит его к Причастию.

 

Ситуация сложилась достаточно уникальный. Не часто в мировой истории можно встретить подобные аналогии. Как правило, смельчаки вроде Амвросия оканчивали жизнь мученической смертью. Но епископ не струсил, понимая, что Евангелие выше любых политических интересов. В XVII веке подробности необычной встречи Амвросия и Феодосия тронули сердце талантливого фламандского художника Ван Дейка, который попытался изобразить ее на одном из своих бессмертных полотен.

 

Без компромиссов

 

За семь лет до знаменитого конфликта между Феодосием и Амвросием империю сотрясла очередная борьба за власть между несколькими узурпаторами. Император подавил все мятежи. Неудивительно, что волнения в Фессалониках ему тоже увиделись в самых мрачных тонах. Отсюда — и столь немотивированная, казалось бы, жестокость.

 

Епископ Амвросий останавливает императора Феодосия у входа в храм.
Именно так увидел это событие художник Антонис ван Дейк. XVII ст.

 

Но Амвросию было все равно, как воспринимал реальность император. Ему была очевидна иная — высшая — реальность. Восемь месяцев без Причастия Святых Тайн и публичное покаяние — такими были условия епитимии, которые смиренно согласился понести могущественный властитель. В декабре 390 года в праздник Рождества Христова Феодосий сложил с себя знаки императорского достоинства и при огромном стечении народа попросил прощения за применение оружия против сограждан. Только после этого его допустили к Чаше. Кроме этого Амвросий добился, чтобы смертные приговоры утверждались лишь по истечении тридцати дней с момента их вынесения.

 

Через некоторое время кесарь покинул Медиолан и направился в Константинополь, чтобы вскоре снова вторгнуться на Запад, смиряя нового узурпатора императорского трона Евгения. Возвращаясь на восток, император вновь остановился в Медиолане, где в 395 году умер от водянки. Амвросий же продолжил служение на своей кафедре, пережив Феодосия на два года. Почитание Медиоланского архиепископа как святого началось сразу после его смерти. Позже к лику святых был причислен и император Феодосий Великий.

 

***
Не имеет значения, кем совершается зло. Оно несет разрушение и тем, на кого оно обращено, и тем, кто его совершает. Стать на пути зла означает принять на себя удар. На это может решиться лишь тот, кто способен пойти на жертву. Амвросий сделал свой выбор и одержал в этом поединке победу, но и Феодосий не оказался в числе проигравших. Зло было разрушено покаянием, а добро снова заявило о своей силе и способности преображать мир.

 

Миланский пастырь

 

Фигура святителя Авросия с иконы кисти М. М. Потапова.
Успенский собор, Одесса, 1950-е гг.


Святитель Амвросий был уроженцем германского города Трира и происходил из знатной и богатой римской семьи, которая приняла христианство в начале IV века. Родители постарались дать своему чаду всестороннее образование, и до тридцати лет Амвросий познавал мир в теории, которую ему старательно преподавали лучшие учителя того времени. Свой первый практический опыт работы он получил в городе Сирмие (ныне Сремска Митровица в Сербии), где работал адвокатом в префектуре.

 

Вскоре Амвросий пошел на повышение и стал советником префекта Италии Проба. Последний по достоинству оценил таланты и знания своего помощника. Уже в 373 году Амвросий занял должность префекта северной Италии, резиденция которого находилась в Медиолане. Правда, ему недолго пришлось занимать эту должность. В следующем году скончался епископ Медиолана Авксентий, что повлекло за собой распри между православными и арианами, поскольку каждая сторона хотела видеть на епископской кафедре своего представителя.

 

Долгие споры вокруг кандидатуры епископа ни к чему не привели, и тогда в ситуацию вмешался император Валентиниан I, который предложил нейтральную фигуру Амвросия. Тот попытался отказаться, но император настоял. За семь дней правитель Медиолана прошел посвящение во все ступени церковной иерархии, став новым архиереем города. За время своего служения святитель снискал всенародную любовь и завоевал уважение правителей, которые обращались к нему за советом в решении государственных вопрососв.

 

Рака с мощами святителя Амвросия в базилике Сант-Амброджо. Милан, Италия.

 

Феодосий

 

На тот момент, когда произошла трагедия в Фессалониках, шел одиннадцатый год правления императора Феодосия. Позади была трехлетняя война с готами. За это время римляне смогли вытеснить варваров с территорий современных Греции, Македонии, Сербии, а оставшихся в живых наделили статусом союзников и поселили на землях будущей Болгарии.

 

Первые годы правления Феодосия резиденцией императора был не Константинополь, а более отдаленные от боевых действий Фессалоники. Вскоре после принятия короны и первых побед кесаря поразил недуг, который не поддавался лечению, и уже стали поговаривать о безнадежности его состояния. Тогда Феодосий решает принять крещение. На тот момент на востоке доминировали ариане, которые до недавнего времени пользовались всесторонней поддержкой погибшего под Адрианополем императора Валента. Православные были гонимы, а их храмы переданы еретикам. Однако Феодосий делает выбор в пользу православия и принимает крещение из рук епископа-никейца Асхолия.

 

Вскоре правитель почувствовал себя здоровым и смог продолжить войну с готами. В 380 году Феодосий подписал свой знаменитый Эдикт, где четко говорилось о том, что христианская вера допустима лишь в той форме, которая была сформулирована на Первом Вселенском соборе в Никее. В 381 году Константинополь снова стал резиденцией императора. Вскоре в столице по инициативе правителя был созван Второй Вселенский собор, где епископы окончательно сформулировали православный Символ Веры.

 

После завершения работы Собора Феодосий своим указом запретил занимать епископские кафедры архиереям, не исповедующим догматы веры, принятые на Вселенских соборах. Одновременно император нанес смертельный удар по язычеству, запретив под страхом смертной казни совершать жертвоприношения и наложив большие штрафы на тех, кто продолжал поклоняться старым богам. Заслуги Феодосия были по достоинству оценены христианскими историками, которые назвали его Великим. В то же время языческие историографы стали связывать последующий крах величия Рима именно с правлением этого императора.

 

Святитель Амвросий Медиоланский: Служение священника выше императорского 

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 164 раз

Купить