Вторник, 05 Июнь 2012 17:14

Антон Никитин: «В Украине дефицит серьезных изданий»

Автор 

nikitin2Экс-руководитель новостей «Интера», а ныне главред «ФОМЫ в Украине» — о миссии культурно-религиозного журнала, о сегодняшнем дне агентства Анны Безлюдной «Профи ТВ»

 

Curriculum vitae Антона Никитина вдохновляет не только на общение о медиа, но и на поиски себя в жизни. В промежутке между должностью следователя и его нынешней ипостасью руководителя проекта «ФОМА в Украине» он освоил ремесло сценариста, побыл главным редактором продакшна Анны Безлюдной «Профи ТВ», К1 и «Интера». В его бэкграунде создание документальных фильмов о православной церкви, один из которых, «Патриарх», посвящён 65-летию Святейшего Патриарха Кирилла и с мирской точки зрения примечателен признаками яркой имиджевой работы. Также Антон Никитин был одним из ключевых менеджеров «Интера» в период деятельности генпродюсера Анны Безлюдной.

 

Российский «ФОМА», по мнению религиозных журналистов, помимо просветительства, так или иначе презентует идеи Русской православной церкви. «Телекритика» спросила Антона Никитина, какой будет украинская версия журнала.

 

— Антон, у «ФОМЫ» в России 17-летняя история. Выход журнала в Украине благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Будет ли украинское издание проповедовать взгляды Русской православной церкви?

— Выход журнала благословили Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Владимир. Но наш журнал не имеет никакого официального отношения к церкви. А взглядов церкви придерживается. И православная церковь издание поддерживает в силу того, что приемлет нашу позицию. Большинство авторов являются православными, и мы рассказываем о православии доступным языком как для верующих, так и для всех остальных. В этом и заключается уникальность «ФОМЫ».

 

«Фома» — это, прежде всего, очень серьезное содержание и высокое качество. В этом журнале есть и образовательный, и содержательный ценз, нет проходных статей и случайных тем. В миссии журнала нет церковного конфликта. Более того, сегодня это единственный культурно-религиозный проект, который является системным и который объединяет территорию, выходящую за рамки обозначенных на карте географических границ Украины и России.

 

Мы мыслим категориями единого культурного и единого религиозного пространства — канонической церкви, которая существует в течение столетий. И этот журнал — для той части людей, которым важно ощущение общей веры, общей истории и общего культурного пространства. Скажем, во втором номере украинского «ФОМЫ» есть статья об Арктике, написанная священником, совершившим миссионерское путешествие на Крайний Север. Это далеко от Киева, но я не считаю, что такой контент противоречит логике восприятия украинского читателя.

 

Наша миссионерская задача носит не только религиозный характер. Многие материалы журнала — это еще и определенный барьер для «общества потребления», которое сегодня всех очень сильно затягивает.

 

— Миссия журнала заявлена в общих чертах — «рассказывать о православной вере в духовном, историческом и культурном аспекте». Как именно будут освещены эти аспекты? Будет ли журнал доносить, скажем, идею «Русского мира»? Насколько тематически он будет касаться Украины и России?

— Идея «Русского мира» широкая. И она существует вне зависимости от того, кто и каким образом ее озвучивал. «Русский мир», в понимании Киевской Руси и Православия, уже существует, его никто не может придумать или уничтожить, ему более тысячи лет. Некоторые цепляют к этой теме другие, политизируют, пытаются извлечь свои сиюминутные или глобальные дивиденды... Мы не будем становиться на путь конфликтного диалога и что-то доказывать. Нет необходимости что-то новое культивировать и заявлять.

 

Этот журнал очень плотно связан с церковью. Мы разделяем церковные позиции, поэтому критики не предполагается как таковой вообще, его авторы уходят от любых конфликтов. «ФОМА» является евангельским по своей сути — принципы, правила поведения, мировоззрение, традиции, таинства, молитва. А вещи, которые уходят корнями в политические дебри, для нас не важны.

 

Как человеку с телевизионным опытом, мне очень нравится, что журнал четко форматизирован и очень понятен для читателя. То есть, постоянный читатель знает, чего ожидать от журнала.

 

— «Фома» является не только «информационно-аналитическим изданием», но и «культурно-просветительским». Какого рода культурологические публикации интересны журналу в первую очередь?

 

— В первом номере мы опубликовали интервью Кустурицы, в котором он сказал, что религиозный и творческий способ осознания действительности очень близки по своей сути. Это высказывание, по моему мнению, очень правильно передает дух многих материалов раздела «Культура». Статья «Евангельские аллюзии братьев Стругацких» от священника Дмитрия Струева, материал об Александре Герцене — о том, как вера в социализм изменила людей. И хотя Герцен был весьма неблизок к церкви, подобные материалы заставляют взглянуть на мир по-другому и прийти к своим выводам.

 

В этом же разделе рассказы для детей и взрослых, которые трогают до слез, путеводители — мы рекомендуем, что читать и смотреть.

 

— Редакция журнала представлена именитыми авторами, в том числе российскими. Важно ли для вас, как главного редактора, гражданство журналиста? И планируете ли издавать «ФОМА в Украине» на украинском языке?

— Нет, гражданство принципиальным не является. Это журнал, который убирает границы. Наши авторы — лучшие православные публицисты постсоветского пространства. И в их отборе, и в работе с ними у «ФОМЫ» есть определенные традиции. Редакция серьезно влияет на качество авторских материалов. В Украине, очевидно, существует большой дефицит серьезных изданий, которые дают человеку возможность прикоснуться к чему-то большему, чем к сиюминутным срезам сегодняшнего дня — желтым, политическим, конфликтным. В нашей прессе всё, о чем пишет «ФОМА», — по остаточному принципу: что наиболее быстро проявляется, как картинка от «Полароида», то и на первой полосе. А вещи, которые стоят за кадром — тенденции, взгляды, мысли — выхолащиваются. «ФОМА» является альтернативой в этом отношении.

 

Добавлю, что авторы, которые печатаются в украинском «ФОМЕ», печатаются и в русском тоже — Александр Авдюгин, к примеру.

 

Мы хотим, чтобы журнал заговорил на украинском языке. Но есть вопросы организационные и финансовые — продвижения, к примеру. Было бы правильно, если бы «ФОМА» издавался и на русском, и на украинском языках. Это в планах, о конкретных сроках говорить рано.


Что касается содержания, в журнале будут развиваться темы, близкие и узнаваемые для украинского читателя, у «ФОМЫ» есть такой принцип — журнал не обращен к аудитории, он обращен к каждому читателю в отдельности. Читатель должен узнавать журнал в лицо, ассоциировать его с собой и собственной жизнью.

 

— Почему журнал распространяется преимущественно в епархиях УПЦ МП?

— Мы открыты для распространения в целом. Недавно один из наших редакторов Влад Головин ездил с презентацией журнала на фестиваль церковных СМИ во Львов. Я уверен, что и Украинский католический университет подпишется на «ФОМУ в Украине».

 

Христианство близко очень многим людям, и не всегда конфессиональное деление, которое люди приемлют в своей обычной жизни, будет барьером для того, чтобы взять, купить и читать этот журнал. Это издание для большего количества людей, чем те, которые ассоциируют себя с православной церковью.

 

— Кто финансирует украинский проект?

— В этом издании нет публичной составляющей финансирования. Это проект людей, которые являются единомышленниками в вопросах веры, в вопросах взглядов на историю, в вопросах определенного культурного пространства.

 

Первоначальный крупный взнос, который позволил проекту встать на ноги, сделал Дмитрий Васильевич Фирташ. Мы ему за это очень признательны. Эта помощь, которая потребовалась на этапе запуска, далее проект должен стать самодостаточным. Кроме того, у «ФОМЫ» есть друзья — это люди, которые помогают с подпиской и распространением. Большую организационную поддержку оказал Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ.

 

«ФОМА» объединяет людей, близких по мировоззрению. Мы знаем о случаях, когда несколько человек подписывают один журнал на всех. А есть и те, кто способствуют, чтобы журнал попадал в больницы, тюрьмы, городские библиотеки, дома престарелых, роддома. Уже стало традицией, когда друзья «ФОМЫ» подписывают журнал для тех людей, которые стеснены в средствах и находятся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Мы целенаправленно организовываем подписку, когда кто-то оплачивает журнал для других людей. За счет этого существует журнал. Журнал продается, на всей территории Украины спрос на него хороший.

 

— Какова стоимость подписки?

— Стоимость благотворительной подписки до конца года — 270 гривен. А редакционная подписка значительно дешевле. Вся информация есть на сайте.

 

— В свете нынешней ситуации на рынке печатных СМИ издательство журнала с добротной полиграфией — дело скорее благородное, чем рентабельное. Насколько затратен проект? Будет ли у него интернет-версия, как у российского «ФОМЫ»?

— В принципе, парадоксальная ситуация: когда многие СМИ закрываются, появляется журнал весьма специфического свойства и узкой нишевой направленности. В этом есть и опасность рыночная, и большой плюс. Ведь у нас не издается аналогичное по уровню публицистики, качеству журналистики и направлению контента издание, и у «ФОМЫ в Украине» есть перспективы.

 

У российского издания предусмотрена и интернет-, и печатная версия. Мы же пока движемся своим курсом. Прежде всего, это живой печатный журнал, который можно взять в руки, полистать, посмотреть, отложить и вернуться к нему. Да и не все ведь в интернет-пространстве живут, некоторые в реальном мире обитают.

 

Это уже традиция «ФОМЫ» — он выделяется очень высоким качеством. Журнал должен быть красивым по картинке, по форме и по содержанию. И не экономить на этих вещах — наша политика. Журнал дорогой в производстве, но не дороже аналогичных по уровню полиграфии проектов на медиарынке, — мы максимально пытаемся оптимизировать производство.

 

Электронная версия «ФОМЫ» — в дальнейших планах, пока есть сайт-визитка. В перспективе мы будем его развивать, создавая электронный контент как современное средство донесения информации.

 

— Общественно-политические СМИ зачастую освещают религиозные темы не комплиментарно — вспомнить, к примеру, волну скандальной критики жизни архиереев, в которой внимание акцентировалось на роскошных автомобилях и телефонах церковнослужителей... Будет ли «ФОМА в Украине» «просвещать» журналистов?

— Хотелось бы, чтобы журналисты изначально находились на более высоком культурном уровне. Чтобы автор материала не пытался идти по линии конфликта, провокации, доведения до абсурда. Я против таких журналистских приемов. Эти темы не дают ничего, это убийство времени и засорение информационного пространства. И если человек считает, что он совершил подвиг журналистский, кого-то дискредитировал, уничтожил-растоптал, это всё пустое и ни к чему хорошему не приводит...

 

Осведомленность журналистов не является предметом обсуждения в журнале. Нас интересуют более мировоззренческие, по своей сути, темы, направленные на то, чтобы помочь людям по-другому относиться друг к другу. Христианин должен любить всех и прежде всего искать порок в самом себе, а не в ком-то. И мир менять через себя самого, а не через кого-то. Если журналисты будут читать журнал, они, как и все люди, будут просвещаться. «ФОМА в Украине» может стать очень хорошим собеседником для представителей украинских медиа. Я сужу по себе.

 

— Чем занимались все эти годы, когда оставили канал?

— Фильмы документальные снимал. В качестве сценариста и главного редактора телевизионного агентства «Профи ТВ».

 

Это очень привлекательная ниша. Мне нравится документалистика. Мне нравятся исторические темы, погружение в контекст, я вообще тяготею к тем вещам, у которых есть содержание. Для меня это очень важно.

 

— Сейчас вы что-то снимаете?

— После серии документальных фильмов в деятельности «Профи ТВ» наступил период передышки. Массовое телевизионное производство мы готовы в любой момент возобновить. Просто сейчас все занимаются несколько другими вещами. Что касается телевизионного производства — на данном этапе мы делаем ставку на значимые общественные проекты, те, которые могут не просто выйти на телеканалах, но могут стать знаковыми для страны. Например, сейчас мы начинаем съемочный процесс цикла научно-популярных фильмов по химии для средней школы. Это будет очень современный продукт. Для Украины это вообще прорыв, тридцать последних лет ничего подобного не снималось. По этим фильмам будут учиться дети. Это интересная и полезная работа. Кстати, ведущим будет Андрей Данилевич. Возможно, и его дети будут учить химию по папиным урокам. :)

 

— Поддерживают ли «Профи ТВ» структуры Дмитрия Фирташа?

— Нет. Это телевизионное агентство Анны Безлюдной. Ему 12 лет.

 

— В арсенале «Профи ТВ» несколько фильмов на религиозную тематику. Станет ли «ФОМА в Украине» платформой для создания совместных медиапроектов?

— Я думаю, станет. И не только медиапроектов. «ФОМА» уже стал больше чем журналом, поскольку он объединяет единомышленников. Это главное. У нас есть социальная рубрика «У вас будет ребёнок», которую мы делаем совместно с порталом «Сиротству.нет»: детям, которые лишены родительской опеки, помогаем найти новую семью.

 

Уже есть люди, которые смотрят на «ФОМУ в Украине» шире, чем на журнал. А в России очень широкий спектр развития контента журнала — это и радио, и телевидение. «ФОМА в Украине» также хорошая площадка для старта чего-то большего. Он является глубоким содержательным проектом, который может побуждать к конкретным действиям с весьма конкретным результатом...

 


Справка «Телекритики»

Антон Никитин родился 17 января 1978 года. Окончил Академию внутренних дел. Непродолжительное время работал участковым, следователем в Шевченковском райуправлении милиции Киева. Преподавал теорию государства и права, юридическую психологию, юридическую социологию, римское и конституционное право в Академии МВД и других вузах. Из органов внутренних дел уволился в 2005 году в звании капитана. Кандидат юридических наук.

 

В журналистику пришел в конце 2001 года, получив предложение о работе в телеагентстве «Профи ТВ» в качестве редактора. Затем снимал фильмы на политическую тематику, освещал избирательные кампании, был сценаристом.

 

С 2004-го по 2007-й работал на телеканале К1. Сначала руководителем информационно-аналитического отдела, а затем главным редактором.

 

С 2007-го по 2009-й возглавлял компанию «Национальные информационные системы», объединившую информационные службы телеканалов «Интер» и К1.

 

Автор и главный редактор ряда документальных проектов телевизионного агентства «Профи ТВ»: «Война и мир» (телеканал «Интер»), «Молитва за победу», «Перекоп», «Великий русский исход» (российский 5—й канал), «Война против своих», «Сталин против Красной армии» (НТВ) и многих других.

 

Под руководством Антона Никитина «Профи ТВ» было создано несколько документальных фильмов на религиозную тематику: «Патриарх», посвящённый 65—летию Святейшего Патриарха Кирилла, «Молитва за победу» о русской православной церкви в Великую Отечественную войну, «Буковина под защитой любви» о православной истории Буковины.

 

Телекритика

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2367 раз
Антон Никитин

Руководитель проекта «ФОМА в Украине». Сценарист. Редактор. Продюсер. Главный редактор телеканала ИНТЕР и телевизионого агентства «Профи ТВ». Автор и главный редактор ряда документальных проектов («Молитва за победу», «Святые и праведники ХХ века» и др.)

Купить