Понедельник, 31 Декабрь 2012 20:08

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Быть в Церкви — это величайший дар»

Автор 

Архимандрит Тихон (Шевкунов)Совсем недавно в столице Украины по приглашению клуба «Сковорода» побывал архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре и автор православного бестселлера «Несвятые святые».

 

Журнал «ФОМА в Украине» воспользовался возможностью встретиться с отцом Тихоном. Мы спросили у него, как правильно провести предстоящие праздники и о том, стоит ли ждать продолжения лучшей книги России 2012 года.

 

— Отец Тихон, в преддверии любимых народом зимних праздников хочется спросить Вас о том, как православным праздновать Новый год?
— В зависимости от ситуации. Если для людей нецерковных, которые являются членами семьи православного человека, это по-настоящему большой семейный праздник, то, конечно, праздновать можно и нужно. Но это не значит, что надо нарушать пост. К примеру, дети церковные, верующие, а родители — нет и для них очень важно, чтобы собралась вся семья. В этой ситуации сказать: «У нас Рождественский пост, мы к вам не приедем» будет совершенно неправильно, даже жестоко по отношению к родителям.

 

Конечно, надо приехать и поздравить родителей, посидеть с ними и просто объяснить, что у вас сейчас пост. А если в семье все православные и есть традиция праздновать Новый год, то можно его отпраздновать за постным столом. У нас в монастыре такая традиция: в ночь с 31 декабря на 1 января мы служим Божественную литургию. Храм заполняется полностью, многие причащаются. А после литургии, которая начинается в полночь, любой, кто считает свои долгом побыть с близкими, может поехать домой.

 

— Главный праздник для православных — Пасха. Почему же у Рождества традиции празднования богаче — святочная неделя, гулянья народные?
— Это связано и с Рождественскими традициями на Западе и на Востоке, и с празднованием Нового года. Ну и потом, Рождество — это всегда детский праздник. Так исторически сложилось, никаких здесь особых духовных аспектов нет.

 

Вообще церковные праздники все-таки очень сосредоточенные, внутренне переживаемые события. Это не повод для разгулья и безудержного веселья. Конечно, и радость, и ощущение особого праздника всегда присутствуют, но в первую очередь православный праздник для верующего человека связан с причащением Святых Христовых Тайн.

 

— Как провести Рождественские праздники с пользой для души? Что еще кроме посещения службы и Причастия должен и может сделать православный человек?
— Постараться осмыслить Рождество и понять, читая Святых Отцов, Евангельское повествование, что значит лично для твоей жизни пришествие в мир Спасителя. Ну и конечно, сделать Рождество, насколько это возможно, духовным и радостным праздником для своих знакомых, друзей, близких.

 

— В богослужебных текстах о Рождестве говорится как о событии, происходящем здесь и сейчас, которое не оторвано от нас. Выходит, что Рождество происходит снова и снова, но как человеку реально ощутить себя частью этой вечной истории?
— Нужно сказать, что это происходит не только с Рождеством — это происходит со всем, что касается духовной жизни. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3: 8), — говорится в Священном Писании. И все, что касается нашего спасения, — это вообще вне времени. Это надо ощутить, понять, как-то внутренне до этого достучаться, дойти. Мы ведь празднуем воскресный день как воспоминание о Воскресении Христовом и даже называем Малой Пасхой.

 

Это говорит о том, что актуальность всех евангельских событий, актуальность присутствия Бога и спасения Богом мира — она не ограничивается каким-то календарным сроком. Это то, что происходило когда-то, и происходит сейчас, и продолжается на протяжении всей жизни Церкви Христовой. Здесь совершенно другие законы, не линейные законы времени.

 

 «И в Рождество, и в другие дни нашей жизни важно

не забывать благодарить Бога за то,

что он нас сделал православными христианами».

 

— Чем вызвана современная тенденция «дехристианизации» Рождества, когда из него убирают Христа и от праздника остается одно название?
— Секуляризация мира. Людям не хочется духовно напрягаться, ведь намного проще все воспринимать в контексте вот такого ослабленного христианства или постхристианства. А другие — атеисты или агностики, говорят: «Ну хорошо, мы оставим эту милую традицию, но только не упоминайте, пожалуйста, ни о каком Боге, ни о какой вере. Достаточно, чтобы это была сказка для детей, а для взрослых — старинная добрая традиция, но не больше». Конечно, Церковь с такой позицией ничего общего не имеет.

 

— Насколько эта западная тенденция распространилась у нас?
— Ощутимо. И в России, и в Украине людьми, заинтересованными именно в такой трактовке этого великого события, соответственно и праздника, такое отношение культивируется. Но надо этому всячески противостоять, объяснять тем, кто вокруг нас, что самое главное для нас — это не рождественские распродажи, не гулянье, не вся эта атрибутика внешняя, а внутренний смысл переживаемого события.


Мы слишком часто говорим: праздник, праздник, праздник. Быть праздными от житейских попечений и сосредоточиться на духовном — вот в чем смысл церковного праздника. Мы очень часто полагаем, что праздник — это праздность от всего, а еще чисто внешнее бурное развлечение — это, конечно, далеко от церковной традиции.

 

— Скажите, пожалуйста, почему в церковном календаре так много праздников?
— Христианской Церкви уже две тысячи лет, а Ветхозаветной еще больше. И, слава Тебе, Господи, за это время накопилось много событий, которые нам необходимо вспоминать и поддавать осмыслению.
У Церкви сложился особый, мудрый механизм постоянного напоминания обо всем том, что связанно со спасением, с общением человека с Богом.

 

«Несвятые сваятые»— Вы автор православного бестселлера, книги, которая продалась самыми большими тиражами в России. Как Вы оцениваете такой успех, что это для Вас лично?
— Для меня это огромная милость Божья, что Господь дал мне поучаствовать в создании такой книги. Я всегда напоминаю, что это книга о реальных людях, о реальных событиях, о том, что Господь дал мне лично увидеть и испытать. Она уже живет своей жизнью, чему я очень рад.

 

Для меня было важно рассказать о Церкви доступным образом и для людей внешних, и самому себе, и своим прихожанам — братьям, друзьям, знакомым. Тем людям, которые захотят прочесть эту книжку, напомнить о Православии и еще напомнить о том, какая замечательная и удивительная и ни с чем не сравнимая наша Православная Церковь.

 

— Уже есть истории для второй части?
— Есть замыслы, но это будет немножко другого жанра книга. Сейчас дал бы Господь времени и самое главное — решимости на то, что бы сесть и начать. Леность — одна из самых главных проблем современных православных христиан. Я говорю и о себе, и о тех людях, которые ходят ко мне на исповедь.

 

Вы знаете, это прямо какая-то огромная проблема нашего времени. Я о себе в первую очередь это говорю. Вроде бы и заняты, вроде бы и суетимся, и дел полно, а вот, что обличает больше всего, так это лень. Мы столько убиваем времени, что просто тихий ужас. Это главная проблема наша, как мне представляется.

 

— Что бы Вы пожелали в канун Рождества читателям «ФОМЫ в Украине» и всем нам?
— И в Рождество, и в другие дни нашей жизни важно не забывать благодарить Бога за то, что он нас сделал православными христианами, даровал эту великую радость, возможность познавать Бога в Православной Церкви. Нигде мы так Бога не узнаем, как в нашей Церкви. За это нужно поблагодарить Бога и понять, что это величайший дар.

 

Беседовал Антон Никитин

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 6505 раз
Антон Никитин

Руководитель проекта «ФОМА в Украине». Сценарист. Редактор. Продюсер. Главный редактор телеканала ИНТЕР и телевизионого агентства «Профи ТВ». Автор и главный редактор ряда документальных проектов («Молитва за победу», «Святые и праведники ХХ века» и др.)

Купить