Вторник, 19 Февраль 2013 12:14

Епископ Патарский Иосиф: «Я ромей по благодати!»

Автор 

Епископ Патарский ИосифСвое первое эксклюзивное интервью новый епископ Патарский Иосиф, помощник Митрополита Буэнос-Айресского Тарасия, дал церковному информационному агентству «Ромфея».

 

Епископ Иосиф, отвечая на вопрос о кризисе, подчеркнул, что «выход из кризиса, в котором мы живем, нам следует искать в Евангелии. Иисус Христос является единственным выходом из кризиса». Также владыка рассказал о церковной ситуации в Аргентине и своих планах на будущее.

 

― Ваше Высокопреосвященство! Я хотел бы начать с вопроса о том, что для греков сейчас является первостепенным. Вы пережили кризис в Аргентине. В Греции происходит то же самое. Как мы можем из этого выйти?

― Конечно, я помню кризисные ситуации в Аргентине в разные исторические периоды. Это и экономический и социальный кризис 89-го (последний год правления президента Рауля Альфонсина, который, победив на свободных выборах, не смог остановить инфляцию и рост внешнего долга, в 1989 г. был вынужден уйти в отставку — прим. перев.), и кризис администрации президента Фернандо де ла Руа в 2001–2002 г.г. (досрочно ушел в отставку в период экономического кризиса — прим. перев.).

 

Аргентина, как относительно молодая нация, пережила сложные политические, экономические и социальные периоды, по сей день длится освобождение от Испании. Поэтому Аргентина привыкла к кризисам. Сегодня, спустя десять лет после последнего социального и экономического подъема, мы постепенно начинаем ощущать, что вновь стоим на пороге очередного кризиса.

 

Я не буду вдаваться в аспекты экономической ситуации в Аргентине, достаточно сказать, что инфляция (максимум до 27% в ноябре), уровень безработицы, политический курс и увеличение индекса риска страны говорят о том, что мы должны быть готовы заранее к непростой ситуации в будущем.

 

Греческий кризис носит иной характер, чем в Аргентине. Аргентина — страна с высоким уровнем производства и экспорта товаров и сырья, поэтому она может преодолеть кризис относительно быстро и эффективно. Как я уже говорил, аргентинцам не привыкать выходить из сложных ситуаций и, следовательно, находить оптимальные решения почти на любом практическом уровне.

 

Однако не каждый человек имеет способность к гибкому поиску практических решений выхода из непростой ситуации. Многие люди как в Аргентине, так и в Греции покончили жизнь самоубийством, потому что потеряли свои сбережения или определенный финансовый уровень. Одни требуют выхода из кризиса любой ценой, другие продолжают борьбу своими силами, третьи обречены на выживание, кто-то ... поверил в помощь Бога.

 

Мне кажется, что единственным выходом из кризиса является личное признание Его существования и принесение покаяния, а именно глубокое исследование тех причин, которые привели к существующей ситуации. Как только мы согласимся с существующим положением, тогда и сможем его исправить. Затем мы должны немедленно обратиться к Богу (я думаю, что святые отцы под обращением к Богу понимают именно покаяние!).

 

Мне вспоминаются евангельские слова: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

 

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:25–34).

 

Далее возобновляется мир. Конечно, если один из родителей ничем не кормит своих детей, то вера и душа восстают против несправедливости. Но не стоит разочаровываться. Из кризиса мы выходим верой, делами, солидарностью и большим терпением и настойчивостью. Все это евангельские добродетели. Евангелие есть решение кризиса, в котором мы живем. Иисус Христос является единственным выходом из кризиса. В контексте нашей духовности мы должны воспринимать кризис как возможность, как «упражнение», чтобы стать лучшим человеком и гражданином, для создания более полезного и вовлеченного в собственную жизнь общества. С Богом все возможно, без Него — ничего.

 

― Вы стали первым аргентинским архиереем. Что Вы чувствуете?

― Благодарность. И осознаю ответственность. Я взошел на этот высокий пост в молодом возрасте. Это большая ответственность за народ Божий, который ожидает согласованности в мыслях, действиях и эмоциях, который ищет совета и утешения. Я полагаю, что во Вселенском Патриархате вопрос о национальности как условии или предпосылки для служения Церкви преодолен.

 

Сегодня, если я не ошибаюсь, я четвертый (после Павла Нисского, Каллиста Диоклийского и Афинагора Синопского) из последовательной череды негреческих архиереев, находящихся в прямой юрисдикции Вселенской Патриархии. Мое избрание и посвящение следует рассматривать как свидетельство того, что Константинопольский Патриархат является поистине Вселенским. Также я думаю, что со временем эту политику, как традиционно православную, следует укреплять, особенно в диаспоре.

 

Сегодня в этом есть большая необходимость. Конечно, Святой Дух будет продолжать освящать мужей глубоких духовных дарований — как, например, нашего Патриарха — для выполнения необходимых начинаний пастырской и административной потребности нашей Церкви. С другой стороны, если перефразировать древнегреческое изречение: «тот, кто имеет греческое образование, — тот грек», то я считаю себя греком — или скорее ромеем — без предрассудков и со всеми привилегиями: «я ромей по благодати!».

 

Мы говорим на одном языке, исповедуем одну веру, имеем единое начальное образование, мы думаем в тех же нравственных категориях и, наконец, сотрудничаем в течение многих лет: следовательно, я ромей, и этим горжусь!

 

― Какова церковная жизнь в Аргентине?

― Религиозная жизнь в этом благословенном месте должна рассматриваться сегодня как повод для миссии. У нас немного людей и огромные территории. Лично я считаю, что нынешняя администрация нашей епархии не способствует миссионерству, поскольку нет возможности охватить столь большую территорию. Мы стараемся привить нашим верным сознание того, что жизнь и дух Церкви носит универсальный характер, поскольку наш патриархат, ради удовлетворения духовных потребностей многих греческих общин в регионе, готов окормлять всех православных на наших землях, не разделяя их по национальному, культурному или политическому признаку. Наша Церковь открыта для всех людей доброй воли, которые хотят принять Православие: аргентинцев, бразильцев, чилийцев и т.д.

 

При этом зачастую духовенство в наших краях не имеет тех возможностей, которые есть в других местах: епископы и священники исполняют обязанности диаконов, катехизаторов, регентов и пономарей. Кроме того, огромные расстояния между Южной Америкой и Грецией ― Стамбулом не способствуют нашей миссии по практическим соображениям. Наша миссия в Южной Америке носит двойственный характер: с одной стороны, мы должны поддерживать огонь Православия, с другой — освящать этим огнем весь континент. Своего рода марафон... И все это с ограниченными средствами, как я сказал ранее.

 

Мы надеемся на Господа Иисуса Христа и Духа Утешителя. Только Он может подтолкнуть нас и направить служить Ему и Его избранному народу с любовью, уважением, признательностью, чистым сердцем, энергией и решительностью. Задач очень много, но любовь и милость Господа победит, и для этого мы продолжим наше дело в меру своих возможностей и с позволения Святого Духа.

 

― Ваше Высокопреосвященство, у Православия есть будущее в далеком регионе Южной Америки?

― Несомненно! И тому много причин, которые трудно все перечислить в этом интервью. Весть Православия является истинным свидетельством о спасении, Божественном откровении Бога человеку. Только в Православии мы получаем ответы на все человеческие вопросы экзистенциального, философского, религиозного и морального уровня. Православие нерушимо сохраняет Божественное откровение для современного человека. Все остальное следует рассматривать в контексте религии как человеческого творчества.

 

Поскольку это наш отправной пункт, мы можем сказать, что любое другое христианское религиозное «учение» придет или вскоре обратится к Православию. В Южной Америке вот уже около 30 лет существует надежная монополия латинской церкви. Эта монополия сейчас разрывается в связи с действиями многих религиозных христианских движений, проповедующих «богословие процветания» через религиозный маркетинг, называемый G12.

 

Однако ситуация гораздо более сложная и скандальная, и не стоит о ней здесь говорить. В контексте зарождающегося религиозного противостояния далекое Православие рассматривается как националистическая религия. В связи с этим, думаю, что в будущем Православие будет восприниматься как Божественное откровение человеку. И это время не за горами.

 

Большая ответственность ложится на руководителей Православной Церкви в регионе. От них в значительной степени зависит представление и восприятие Православия как духовной составляющей жизни Южной Америки. Если Православие по-прежнему будет восприниматься как националистическая религия, оно не будет иметь будущего ни в Южной Америке, ни где-нибудь еще. Но я думаю и очень надеюсь, что этого не произойдет. Мы наследники самой настоящей святоотеческой традиции и чувствуем своим долгом показать Православие и рассказать о нем открыто и без оговорок всем, кто хочет слышать. И люди приходят, исследуют, чувствуют и ощущают Божественное Откровение.

 

― Каковы Ваши планы на будущее?

― Большие, но, вероятно, незначительные по сравнению с Божественными.

 

Я всегда помню слова пророка: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13–14).

 

Беседовал Эмилио Полигени

Перевод с греческого Андрея Ухтомского,

специально для сайта foma.in.ua

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 2154 раз

Купить