Пятница, 09 Ноябрь 2012 13:12

Владимир Ештокин: Взгляд из глубины души

Автор 

eshtokin 21С его творчеством читатель «ФОМЫ в Украине» хорошо знаком – фотографии Владимира Ештокина украшают наш журнал с первого номера, который вышел в канун Пасхи Христовой 2012 года. 

Мы встретились с Владимиром на V международном фестивале православных СМИ «Вера и слово» в Москве, и решили познакомиться ближе с нашим постоянным автором, узнать о его творческом пути, об особенностях работы в жанре православного фото.

 

 


 

Справка: Владимир Викторович Ештокин окончил МВТУ им. Баумана в 1984 году. Профессиональную деятельность в качестве фотокорреспондента начал в 1991 году в газете «Россия». Работал фотокором «Российской газеты» и «Трибуны», заведовал отделом иллюстраций журнала «Сельская новь». Сотрудничал с журналами «Родина», «Мир путешествий», «Весь мир», газетами «Век», «Аргументы и факты», «Семья», «Комсомольская правда» и другими изданиями. В настоящее время Владимир Ештокин является фотокорреспондентом православного журнала «Фома».

 


  

 

eshtokin 27– Владимир, Вы помните, когда впервые взяли в руки фотокамеру?   

– Мой творческий путь начался, наверное, как и у большинства фотографов с любительской фотографии. В детстве я брал время от времени фотоаппарат отца, а это была легендарная уже камера «Зоркий-4», и снимал все подряд. Все, что меня окружало. Часто ходили с мальчишками в лес, неподалеку от которого мы жили, и уж там было на что навести объектив. Сначала, конечно, не все получалось. Многие кадры никуда не годились. Но, со временем стало выходить что-то более-менее достойное.

 

Особый «вкус» к фотографии я почувствовал, когда в моей жизни появилось еще одно увлечение – туризм. Я думаю, что туризм и фотография – это вообще понятия не разделимые, ведь когда попадаешь в какие-то удивительные, прекрасные места, так хочется сохранить удивление и восторг от них на память, с кем-то поделиться своими переживаниями. В такие моменты начинаешь постигать настоящую красоту и ценить мгновения, которые так мимолетны.

 

А к профессиональной фотографии я пришел случайно – послал свою работу на конкурс в журнал «Турист» (был такой хороший и интересный журнал в свое время). И, совершенно неожиданно для меня, эта фотография заняла второе место. Мне выплатили премию в 100 рублей, а в советское время это была вполне внушительная сумма (моя месячная зарплата на тот момент составляла 140 рублей). Так я понял, что мое увлечение может стать профессией, ведь мой талант оценили, и фотография позволяет зарабатывать на жизнь.  

 

– А как Вы оказались в «Фоме»? 

eshtokin 17– Если бы я не был человеком верующим, то сказал бы, что это дело случая, но для меня очевидно, что это была воля Божия. О «Фоме» я слышал практически с самого его создания – это было совершенно новое и необычное явление. Я не скажу, что постоянно его читал, потому что журнал очень сложно было тогда найти. В итоге, я подумал, что для меня было бы очень органично сотрудничество с православным изданием. Мне это было интересно и казалось очень важным.

 

В один прекрасный момент я просто пришел в редакцию и принес диски с моими работами. А спустя какое-то время мне звонит художественный редактор издания и приглашает встретиться с Володей Гурболиковым (первый зам. главного редактора журнала «Фома»). Он объяснил мне главную идею издания, подходы, которые применяются в работе, и сказал, что мои работы очень близки по духу тому, что говорит читателю журнал. И мы расстались. Какое-то время я выполнял штучные заказы редакции: какие-то пейзажи, портреты, без особых обязательств и гарантий попадания на страницы журнала. Мне тогда было просто интересен сам факт такой работы. Причастность к большому и важному, по моему мнению, делу. А вскоре я стал штатным фотографом редакции.

 

– Существует ли на самом деле особый вид фотографии – православное фото?

eshtokin 18

– Я думаю, что если уж и говорить в таком контексте, то нужно говорить не о самой фотографии, а человеке, который ее делает. Ведь православный – это же не должность или присваиваемое звание. Тут все зависит от внутреннего состояния души художника, того, чем он готов делиться, что сказать другому человеку.

 

Фотография – это, прежде всего, один из языков, посредством которого можно нести информацию, некий смысл. Она может стать одной из форм проповеди. И что такое православное фото? Только ли купола, колокола, батюшки и фрагменты богослужений? Ведь я, работая в православном издании, снимаю все – и портреты, и репортажи, и постановки какие-то. Мы часто ездим в детские дома, и я с удовольствием снимаю детей. У нас много социальной тематики. А отличие от подобных съемок в светских изданиях – это, наверное, большая степень внутренней ответственности у православного автора. Так что, для меня православное фото – это определенный взгляд на жизнь, который идет из глубины души.

 

Я, конечно, далек еще от идеала воцерковленного человека, но я искренне хочу им стать. И это желание, этот поиск, не может не отражаться на моем мировосприятии, а значит и на моих работах. Наверное, мои фотографии можно назвать православными, но я не считаю, что это обязательное название для них.

 

– Работа фотокора не из простых: знаю, Вам доводилось бывать и на Северном полюсе и дважды покорять Эльбрус. Какая из съемок запомнилось более всего?

eshtokin 03– Самая запомнившаяся мне съемка была сделана еще до «Фомы», я работал тогда в журнале «Сельская новь», но с нее начался мой осознанный путь в Церковь. Я снимал жизнь священника (он, к сожалению, уже преставился), ветерана войны, с очень интересной судьбой. Он жил в Сергиевом Посаде. И вот мы с ним пили чай, много беседовали. Я его снимал за какими-то простыми вещами, как чистка картошки, работа по хозяйству. И я впервые тогда понял, что священники – это не небожители какие-то, а обычные люди, с необычным призванием. Ведь до этого мне, еще очень далекому от духовной жизни человеку, было боязно даже приближаться к духовенству. А оказалось, что с батюшкой можно легко и интересно говорить на любые темы, не обязательно богословские.

 

– Каждый номер «Фомы» – это новые лица обложек: звезды кино, популярные музыканты, писатели, известные люди. Общаться и работать с ними, наверное, нелегко?     


– Работа с людьми такого масштаба – это, конечно, особая ответственность. Но, это и очень интересно. Недавно я открыл для себя Федора Емельяненко. Это искренне верующий человек, очень спокойный, мирный. При том, что он чемпион мира по боевым искусствам. fedor emelyanenkoВо время интервью Федор крайне смиренно принимал все наши вопросы, фотосессию. Очень он мне понравился, как человек.

 


Герои нашего журнала вообще особо раскрываются в «Фоме», в отличие, например, от светских изданий. Ведь нас интересуют не пикантные и шокирующие подробности жизни, а прежде всего их внутренний мир, душа, то, кем они являются на самом деле. Поэтому и вопросы мы задаем соответствующие, и раскрываются они по-другому. Мы духовно близки друг другу, а это рождает особое доверие. Это обоюдно очень ценный, мне кажется, опыт. Нередко в таких интервью человек, заглядывая вглубь собственного сердца, сам лучше себя познает. Чувствуется, что такого серьезного общения о главных смыслах, как раз-то и не хватает. Не только звездам. Нам всем этого не хватает.

 

Беседовал протодиакон Александр Карпенко

Фото Владимира Ештокина

 

Если Вам понравился материал - поддержите нас!
Прочитано 5039 раз

Купить